Культура

Подведение итогов с моралью

«Съемка фильмов одним кадром», киномастерская, семейное общение, и не только

В субботу, 11 сентября, вручали дипломы участникам IV Международного польско-немецко-украинского детско-молодежного проекта «Съемка фильмов одним кадром».

По сути, это двухнедельная школа киноискусства, призванная научить детей азам технологии кино, а также вовлечь их в атмосферу кинотворчества.

Мероприятие проходило в МЦ «Романтика». Дипломы и поощрительные грамоты вручала Елена Зеленская, один из преподавателей и членов жюри этого проекта.

Материальным результатом обучения в школе стали небольшие фильмы, созданные ребятами. Они были их сценаристами и режиссерами. Некоторые - также и операторами. Почти все - актерами друг у друга - вместе с мамами, папами, дедушками и бабушками, братьями и сестрами, друзьями. Снимались даже кошки, козы и кролики. Важной особенностью фильмов - и это отражено в названии проекта - является то, что сняты они одним кадром. То есть фильм снимается одним включением камеры и без последующего монтажа. По словам Елены Витальевны, это важнейший показатель режиссерского мастерства: «Чем больше кусок, снятый одним кадром, тем больше оценивается работа режиссера». Больше - в том смысле, что его мастерство проявляется в этом случае наиболее полно.

К сожалению, из-за карантинных ограничений участники из нашей страны не смогли приехать в Польшу, где проходили занятия киномастерской. Помог Интернет. Сидя в библиотеке им. Шевченко, ребята слушали лекции и получали задания. Затем шли с преподавателями, Еленой Зеленской и Андрем Каткаловым, на натуру их выполнять. Во второй половине дня посылали результаты своей работы в мастерскую проекта и поздно вечером, уже из дома, опять-таки по Интернету, участвовали в работе над ошибками. Но без совместных практических занятий киношкола, конечно, не была бы действенной. Основа передачи знаний - не слова, а участие в процессе кинопроизводства, включающее не только особые действия, но и особый киношный настрой - горючую творческую смесь из готовности преодолевать трудности, самоиронии и выдумки. До некоторой степени его можно было почувствовать, просматривая «фильмы после фильма» - ролики о том, как ребята снимали кино. Их создали Елена Зеленская и Андрей Каткалов. Похоже, они стали еще одним творческим продуктом киношколы.

Среди выпускников нынешней киношколы - уже известная читателям семейная киностудия Mishmix Studio во главе с 15-летним Михаилом Грищенко. Она представила фильм «Тореадор». Большой интерес вызвала семейная история «Счастливый день» от самого маленького режиссера - Маруси Завгородней. В главной роли снялась ее бабушка. Очень интересным нам показался фильм Даши Угненко о съемке фильма с игрушечными динозаврами. На наш взгляд, он мог бы стать частью серьезного взрослого фильма.

Жюри фестиваля высоко оценило работу Софии Вишняковой «Популярити». София продемонстрировала прекрасную технику внутрикадрового монтажа. Впрочем, все ребята хорошо потрудились в киномастерской, о чем говорят их фильмы. В этом большая заслуга, прежде всего, Елены Зеленской, сумевшей организовать учебу и передать ребятам свое увлечение кино.

«Нам не дано предугадать...»

А ее увлечение родилось много лет назад с детской киностудии «Радуга», организованной заводом «Центролит» в помещении жэка на Курской. Бальные танцы отошли на второй план, их вытеснили режиссура и кино. Елена выучилась на режиссера в культпросветучилище. Потом в институте. И еще в одном. Впрочем, она училась и учится всегда и везде.

Важным этапом в жизни Елены Зеленской стала работа главным режиссером фестиваля аудиовизуальных искусств «Кришталевi джерела». «У меня муж - военный, и мы долгое время были в разных городах, странах. Когда я вернулась в Сумы, меня пригласили работать главным режиссером МЦ «Романтика», - рассказывает Елена Витальевна. - Со временем, кроме обязанностей по МЦ, добавилось режиссирование детских фестивалей и молодежных праздников. Однажды ко мне приходит Илья Михайлович Фоменко и говорит: «Наверное, вы не захотите. Это все бесплатно. Работы много. Фестиваль очень громкий. Много приедет режиссеров. Из Одесской, Ялтинской киностудии, Киевской им. Довженко. Нужно все сделать на высшем уровне». А у меня уже был подобный опыт в Германии и в Бресте (Беларусь). Неожиданно для них я согласилась: «Согласна сутками работать, - говорю. - Я ведь начинала в детской киностудии». Они обрадовались. И первый фестиваль мы сделали шикарный».

Постепенно финансирование фестиваля сокращалось. Городу он стал в тягость. Фестиваль начал переходить из города в город и, наконец, превратился в заочный, с финалом в Киеве. Но это другая история. Елена Витальевна осуществила ряд успешных проектов с детской анимационной студией «Крок» (Киев), с детской телевизионной студией «Юнь» (Киев), студией «Птахи» (Киев), стала режиссером и преподавателем детских кинопроектов в Германии и Польше, а после объединения усилий - в польско-немецко-украинском детско-молодежном проекте «Съемка фильмов одним кадром». Сейчас Елена Витальевна вновь в Сумах. И вновь полна желания развивать детское кинотворчество.

С Андреем Каткаловым они создали так называемый медиахаб «Аниматория». Без постоянного помещения, без денег на оборудование и зарплаты. (Спасибо девчатам из украинской организации Швейцарии - помогли.) И, как мы уже знаем, собирают учеников, организуют учебу в международной киномастерской. «Это шанс для наших украинских детей попасть на эти проекты. Не только для киевлян, не только для детей из богатых семей... Я сама из небогатой семьи. Если бы студия от «Центролита» была платной, я бы, наверное, не стала режиссером. Детские студии должны быть бесплатными... Почему я за это борюсь? Сейчас большой проблемой стали компьютерная зависимость, игромания, эти всякие «киты», которые уводят детей из жизни. Нужно бороться не только за мир, но и за то, чтобы спасти наших детей от этого. И здесь детские игры, детские программы, детская анимация могут помочь. Ребенок пишет сценарий, все готовит, снимает. В процесс вовлекаются родители. Идет общение родителей с детьми. Я была в жюри на польском фестивале в Варшаве. Там были большие фильмы с богатыми бюджетами. А победил самый маленький фильм. Показана бабушка. Что-то гудит, и она отмахивается. Дедушка читает газету - тоже нервничает. Папа что-то делает - тоже не нравится. Мама варит - не нравится. Потом в конце показан парень с камерой, он смотрит в зеркало и говорит: «Все. Снято. Я здесь никому не нужен». Родители смотрят, чтобы дети были одеты, накормлены, но нет общения. Наши дети беззащитны. Такое суровое время. В школе свои трудности. В жизни свои. Когда родители - друзья, это здорово». И, судя по результатам прошедшей киношколы, - семейное общение получилось.

Что же дальше? Елена Витальевна мечтает создать творческую лабораторию, куда смогли бы приезжать преподаватели и ученики со всей области. Чтобы обучать их не только съемке детского кино, но и участию в международных фестивалях. Ну, как мечтает - ищет возможности. «Пока не знаю, как это сделать», - сетует она. Как снимать кино, мультфильмы, знает, как попасть на международные фестивали, знает, а как найти в Сумах помещение и материальное обеспечение для бесплатного обучения детей - не знает. Обещал помочь глава ОГА. Его помощник участвовал в награждении участников киношколы. Так что есть надежда, что немецко-польско-украинский проект обретет третью точку опоры. В Сумах.

Виталий Сергеев


п»ї








Новости
Реклама
Новости
Будь в курсе!