Культура

От «крепкой водки» к большому искусству

В городской галерее - выставка печатной графики художника из Харькова Владислава Христенко

БольшаЯ часть гравюр объединены в серии или выполнены в виде диптихов, триптихов, полиптихов, поэтому читаются единым рассказом. Мельчайшим деталям находится свое место в композиции не только отдельной картинки, но и всей группы. А благодаря стилевому единству работ они составляют цельную экспозицию, которую можно смотреть и в целом, и по частям, и даже по фрагментам.

Владислав Христенко родился в 1963 году в с. Баничи Глуховского района Сумской области. Окончил школу им. Репина (Харьков) и Харьковский художественно-промышленный институт (в настоящее время Харьковская государственная академия дизайна и искусств). Там он сейчас и преподает, обучая тому, чем в совершенстве владеет сам, - офорту.

Офорт в буквальном переводе с французского - «крепкая вода». Так в древней Европе называли азотную кислоту, которую использовали для травления металлических пластин печатной формы. Когда кислоту начали применять художники - а было это в начале XVI века, - ее химический состав известен не был. Да и самой науки химии еще не было. Поэтому процарапанные по кислотоустойчивому лаку места травили именно «крепкой водой». (В России эту кислоту называли «крепкой водкой».) За сотни лет появилось множество разновидностей офорта. Большинство работ Владислава Евгеньевича сделаны в технике аквантинты, которая дает возможность получать на отпечатках тональные переходы.

Автор представил работы, выполненные им с 1989 года. Из последних - иллюстрации к книгам поэтических пересказов Библии харьковского поэта и барда Владимира Копычки (изданы в 2013, 2014 гг.), серия «Казацкие кресты» (2017 г.) и серия полиптихов «Твердыни Украины» (2016-2020 гг.). Полиптихи построены так, что отдельные картинки составляют «камни» крепостной стены. На одном - крепость, на другом - историческая зарисовка на фоне крепости, на четвертом фрагмент крепости, пятая имеет структуру камня и т.д. По такому полиптиху можно путешествовать взглядом долго. (Вот бы заказать такую серию для Сумской крепости!) Каждое изображение серии «Казацкие кресты» имеет форму креста и посвящено какой-нибудь теме. Например, лист «Новый гетман» (2017) - вариация известной картины Питера Брейгеля «Слепые» с очередным гетманом во главе процессии. Названия других листов говорят сами за себя: «Песня», «Цветок папоротника», «Молитва». Иллюстрации к парафразам Библии вызывают желание не только прочитать книги Владимира Копычки, но и свериться с первоисточником.

Тем, кто пришел на открытие выставки - оно состоялось 12 октября, - повезло не только услышать рассказ автора, но и увидеть, как он делает отпечатки на небольшом печатном станке. Но и тем, кто этого не видел, на выставке будет что посмотреть. Только вот дальнозорким неплохо бы запастись очками для чтения - иначе мелких деталей не увидите, а они важны. И поторопитесь - выставка продлится только до 24 октября.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте в этой рубрике

Дорогой идеалов к правде

Читать статьюСемья художников - о творческом пути и честности в живописи

С Еленой Маркович и Дмитрием Маковецким мы познакомились на выставке Сумской организации Союза художников. Точнее, с их работами. Они привлекли внимание мастерством и - теперь мы знаем, как это можно назвать, - художественной... Читать статью полностью







Новости
Реклама
Новости
Будь в курсе!