Культура

Вспомнить, кто мы такие

Зачем нужен дирижер ансамблю хороших музыкантов?

Нужен ли дирижер ансамблю хороших музыкантов? А если нужен, то какой? И только ли музыкантам? Дирижер (от франц. diriger - управлять, руководить) - руководитель разучивания и исполнения ансамблевой музыки.

Постоянный или временный, опытный или не очень, преданный музыке или своей славе, владеющий музыкальным инструментом или только дирижерской палочкой, он - полководец, малейшему движению руки которого должны подчиняться все музыканты.

Заводила. Запевала. Дирижер

Нужда в руководителе появилась с тех пор, как музыканты стали играть вместе. «С библейских времен, - считает главный дирижер камерного оркестра «Ренессанс» Сумской филармонии Борис ГонЧаренко. - Сказано в Библии: «Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири...» Дирижер - это единоначалие, которое объединяет. Музыканты - все умные, все прекрасные, все учились, кто-то лучше, кто-то хуже. У всех есть свое представление об исполнении какого-то произведения. В оркестре у меня 20 человек, и каждый знает, как нужно сыграть лучше. Должен быть один человек, который скажет: «И вы молодцы, и вы молодцы, а давайте сделаем так».

Казалось бы, есть ноты. Разве в них не все сказано о музыкальном произведении? Сказано, но представление, скажем, о vivace (оживленно), ritardando (замедляя) или accelerando (ускоряя) у каждого свое. Нужен кто-то один, дирижер, кто определит, в каком темпе следует ускорять игру, в каком замедлять и какая до долей секунды должна быть пауза. В свою очередь, «музыкант в оркестре должен видеть ноты, играть, слышать всех, слышать себя, соседа и третьим глазом смотреть на дирижера».

Древними хористами управляли с помощью условных движений рук. А музыкантами, пока у них не развился этот самый третий глаз, управляли с помощью тяжелой трости - баттуты, которой стучали об пол, отбивая такт. Наверное, это было не очень приятно на слух, к тому же небезопасно. Исторический факт:

управляя оркестром, французский композитор, скрипач и дирижер Ж.Б. Люлли (1632 - 1687) ударил себя по большому пальцу. В результате ушиба развилась гангрена, унесшая музыканта в могилу. По мере развития школы подготовки музыкантов оркестра необходимость в баттуте отпала. Музыканты успевали посматривать на дирижирующего, который подавал знаки свернутыми в трубочку нотами, кивком головы или, если это был скрипач, - смычком. Дирижерская палочка появилась только в начале XIX в., тогда же, когда дирижирование стало обретать статус самостоятельного вида музыкального исполнительства.

О каком оркестре мечтает дирижер?

«У пианиста инструмент - рояль, у скрипача - скрипка, инструмент дирижера - это оркестр, он играет на нем», - объясняет Борис Гончаренко. Помнит ли он свое первое дирижирование?

«Это было во время учебы в Киевском национальном университете культуры и искусств. На втором курсе преподавателем по дирижированию у меня стала профессор Виктория Жидько. Я был уже на третьем курсе, когда, приехав на сессию, получил от нее приглашение на репетицию с симфоническим оркестром радио. Речь шла о так называемой пассивной практике. Нужно было следить за ходом репетиции, сверяясь с партитурой. Сначала была репетиция 3-го концерта Чайковского, после перерыва - «моя» симфония Гайдна №88. И вот - звонок с перерыва. Все заходят. И вдруг профессор обращается ко мне: «Становитесь за пульт». Я испугался: «Нет. Это же симфонический оркестр!» - «Ну, я вам предложила. Не хотите - не...» В это мгновение я подумал: «Меня никто не знает, я приехал в Киев, заочник, даже если я сделаю что-то не так, они меня через пять минут забудут и никогда в жизни не вспомнят. А когда еще будет такая возможность?» - «Хорошо, - отвечаю. - Я готов». Маэстро меня представила оркестру и объяснила, что она читала бы это произведение с листа, а Борис Николаевич (то есть я) знает его почти на память (преувеличила). И я встал за пульт. Взмахнул палочкой. И они заиграли. А играли они так, как наши музыканты после месячной репетиции. Реагировали на каждое смещение руки... даже, может, до конца и не контролируемое. Это была первая репетиция произведения, а оркестр уже дышал одинаково с дирижером».

Служить музыке

«Каждый жест, который мы делаем во время выступления, отметает мириады других возможностей», - пишет дирижер, педагог и писатель Джон Мосери. Дирижер контролирует не только время, но и динамику, расставляет акценты, держа в голове все произведение в целом. Думаете, этого мало? Тогда попробуйте произнести какую-нибудь фразу, написанную «нотами» букв, например, пушкинское «Я вас любил...» с разными акцентами: «Я! васлюбил» или «я вас ЛЮБИЛ!», или «яваслюбил...» Меняя паузы, интонацию, громкость, смысл фразы можно изменить до обратного.

В 1930 году «Болеро» Равеля играл дирижер А. Тосканини. Равель, услышав его исполнение, был возмущен: «Это не мой темп!» - «Когда я играю в вашем темпе, это никуда не годится», - возразил Тосканини. «Тогда не играйте вообще», - рассердился Равель и тут же получил отпор: «Вы ничего не понимаете в вашей музыке. Это единственный способ заставить ее слушать». И в конце концов Равель с ним согласился. А ведь речь шла о произведении, в котором темп играет ключевую роль. Дирижер служит не композитору, а музыке.

Джон Мосери вспоминал, какое впечатление на них, стажеров, произвело дирижирование Бернстайна: «Он пробился сквозь пять недель мелких дрязг и интриг - и показал нам, для чего мы приехали туда в то лето и почему вообще стали музыкантами. После репетиции я пошел прогуляться под звездами и заплакал. Я плакал, потому что забыл, кто я такой, и понадобился этот человек, которого я раньше не считал особенно великим, чтобы напомнить мне - не словами, книгами или телепрограммами, но самой своей сущностью чистого и неотразимого человеческого существа, глубоко преданного власти и силе музыки. Именно таким я и стремился стать». И этого добился дирижер, всего лишь помахивая своей палочкой.

Музыканты о дирижерах

То, что дирижеры высокого мнения о дирижировании, ожидаемо. А что о дирижере думают оркестранты? Главный инструмент Анастасии Сергеевой - скрипка. Настя еще учится, но уже играет в камерном оркестре Сумской филармонии. Подтвердив то, о чем говорил Борис Гончаренко, она обратила наше внимание на то, что «до того как выйти на сцену с готовым продуктом, дирижеру нужно проделать кропотливую работу с оркестром. На репетициях дирижер отрабатывает синхронность всех партий по отдельности и вместе, подсказывает оркестрантам манеру игры, стилевые особенности данного произведения, расставляет динамику, акценты, предлагает трактовку, ведь одно и то же произведение можно исполнить совершенно по-разному...».

А вот мнение скрипачки Галины Илларионовой. Много лет наша землячка работает в Нижегородском государственном театре оперы и балета им. Пушкина и выступает в составе струнного трио. «Конечно, от дирижера зависит почти все! Его ухо, восприятие музыки, профессионализм, одаренность музыканта дают возможность транслировать музыку через тело. Он отвечает за то, что звучит. Ноты - это просто знаки, их еще надо уметь прочесть... Настоящий дирижер восприимчив к музыке, владеет (желательно) каким-то инструментом, знает основы исполнительства, обладает харизмой, знанием психологии, осведомлен в искусстве и культуре, владеет представлением о технике разных инструментов (есть предмет на дирижерском факультете - основы инструментальной техники, тогда он может объяснить, какой прием игры на флейте или скрипке он хочет использовать для той или иной краски). В общем, это музыкант над всеми музыкантами. Он должен проникнуть в музыкальную мысль композитора и донести максимально легко до оркестрантов; заставить их звучать красиво, распределив важные и второстепенные роли в оркестре, чтобы выделить основное, украсить и обрамить главное (у плохих дирижеров часто все звучит одинаково, что дает звуковую кашу). Хороший дирижер должен уловить стиль и эпоху, выстроить форму, чтобы музыка развивалась гармонично и слушатель не скучал, чтобы кульминация появилась там, где надо, а не бесконечно громко-тихо, туда-сюда. Чтоб он воссоздал в своем мозгу некий сгусток этой музыки и, используя пластику рук и всего тела, убедил музыкантов следовать за ним, вовлекая всех в единую звуковую волну. А посредственный дирижер просто уродует музыку, мучает оркестрантов (часто инструменталисты выше уровнем, чем дирижер), слушателей и поганит светлые имена композиторов».

Оркестр без дирижера

«Каким должен быть дирижер - диктатором или демократом?» - спросили мы у Бориса Гончаренко. «Я играл со многими дирижерами, в том числе с Фуатом Мансуровым. Он говорил: «В музыке нет демократии», - ответил Борис Николаевич. - Давайте хотя бы вспомним два фильма: «Одержимость» (режиссер Дэмьен Шазелл. - В.С.) и «Репетиция оркестра» Федерико Феллини...»

Вспомним. В фильме Феллини режиссер говорит о своем учителе: «Нам никогда не надо было смотреть на дирижера. Он был с нами, мы знали это, мы чувствовали, что он с нами. Он был внутри нас». Если дирижер внутри музыкантов, нужен ли он у пульта? Действительно, симфонический оркестр без дирижера бывает. В 1922 году в Москве скрипачом Львом Цейтлиным с коллегами из Московской консерватории был создан коллективный оркестр «Персимфанс» (то есть - Первый симфонический ансамбль). Он существовал по принципу ансамблевости, то есть равноценного участия каждого музыканта в музыкальной жизни коллектива. Оркестранты садились так, чтобы видеть друг друга. С «Персимфансом» выступали тогдашние знаменитости, а композитор Прокофьев доверил оркестру премьерное исполнение своей «Скифской сюиты». Это не было таким р-революционным наскоком на музыку со стороны профанов, напротив - музыканты в оркестре были очень хорошие. После одной из репетиций Сергей Прокофьев записал: «Оркестр без дирижера возился, конечно, дольше, чем если бы был дирижер, но в других местах, например, дирижер будет биться над учением пассажей, над выделением голосов, здесь же народ добросовестный и ноты играют сами собой, честно, оттенки тоже соблюдают в точности, пассажей не учат, а если трудно, так просматривают дома. Зато какое-нибудь ритардандо, которое у дирижера выйдет само собой, здесь заставляет завязнуть минут на двадцать, так как каждый замедляет по-своему».

И все же через 10 лет оркестр был расформирован то ли из-за материально-бюрократических трудностей, то ли по причине внутренних разногласий. Идею оркестра тогда подхватили не только в Советском Союзе (было создано 11 таких коллективных оркестров), но и за рубежом. И все же устойчивого развития она не получила. Хотя от нее и не отказались совсем. Так, в 2008 году «Персимфанс» был возрожден по инициативе композитора и мультиинструменталиста Петра Айду силами московских консерваторцев и участников самых разных музыкальных коллективов. В 2017 году с большим успехом прошли их совместные с музыкантами Дюссельдорфского симфонического оркестра концерты в Германии. Ценность идеи П. Айду объясняет тем, что из-за присутствия дирижера на сцене внимание слушателя переключается с музыки на его фигуру, и дирижер начинает замещать собой музыку. А музыка, по его мнению, не персонифицирована.

«Левая, правая где сторона?..»

В фильме «Репетиция оркестра» музыканты взбунтовались. Это привело к катастрофе. Феллини проецирует музыку и отношения в оркестре на жизнь общества вообще. И катастрофа врывается в репетиционный зал символическим тяжким шаром-молотом, который сокрушает стену. Под ее обломками гибнет арфистка. Это заставляет музыкантов одуматься. И вот они уже внемлют дирижеру. «Каждый должен обратиться к своему инструменту. Только это мы сейчас можем сделать. Музыка спасет нас». Репетиция продолжается. Но что это - дирижер за пультом становится все агрессивнее. Его фигуру поглощает тьма, остается лишь голос, и он переходит с итальянского на немецкий. И это напоминает уже другую диктатуру. Значит ли это, что есть лишь два варианта: анархия или диктатура? В музыке, конечно. Речь о музыке.

«Мы одновременно ведем коллективную волю группы и следуем за ней», - пишет дирижер Джон Мосери. Хороший дирижер должен «убедить музыкантов следовать за ним, вовлекая всех в единую звуковую волну», - говорит скрипачка Галина Илларионова. Хороший дирижер не навязывает, он напоминает музыкантам, кто они такие. Будет ли это происходить посредством фигуры дирижера с палочкой или благодаря особой чувствительности и вниманию музыкантов, дирижеру внутри них, не так уж важно. Это похоже на проблему левшей и правшей. Кто лучше? Не кажется ли вам, что игра оркестра без дирижера напоминает работу мозга левши? Если у правшей за счет специализации различных отделов мозга достигается экономность и быстрота обучения, то у левшей в решении задачи принимает участие более или менее весь мозг. Из-за этого левши тратят на обучение (репетиции) больше сил и времени, но зато они могут находить нетривиальные решения, а их мозг более устойчив к повреждениям - «ошибкам дирижера». Левшей меньше. Но зачем-то же они есть.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

Настоящий ли Боровиковский в Лебедине?

На базе Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины (г. Киев) начинается научная атрибуция работы Владимира Боровиковского (1757-1825) «Портрет Полуботка Леонтия Артемовича» (XVIII в.) из коллекции Лебединского городского художественного музея им. Руднева.

Основанием... Читати статтю повністю

Кто будет получать президентские стипендии?

39 победителей XI Международного языково-литературного конкурса учащейся и студенческой молодежи им. Шевченко будут получать стипендии президента Украины сроком один календарный год. Соответствующий указ №577/2021 обнародован на официальном сайте Офиса президента. Среди победителей... Читати статтю повністю

Сумскому актеру назначили президентскую стипендию

Указом президента назначены государственные стипендии выдающимся деятелям культуры и искусства. Единственный сумчанин в этом солидном списке - Владимир Хорунжий - ведущий мастер сцены Сумского областного театра для детей и юношества, народный артист Украины. Напомним, что Владимир... Читати статтю повністю

Представители 10 громад Сумщины будут учиться реализовывать проекты местного развития

Они принимают участие в новой обучающей программе «Шаги для специалистов по управлению проектами 2021» от U-LEAD. По сообщению руководителя регионального офиса «U-LEAD с Европой» в Сумской области Марины Лобовой, Сумщину в учебной программе будут представлять 29 специалистов из 10... Читати статтю повністю

Наш проект попал в каталог «Лучших практик»

Палаточный лагерь ученического самоуправления «ТУСА» попал в каталог «Лучших практик молодежной работы в Украине - 2021», который ежегодно составляется в рамках Программы «Молодежный работник». Эта инициатива стартовала в 2014 году при поддержке Программы развития ООН Украины и в... Читати статтю повністю