Культура

Ощущение внутреннего резонанса

В галерее «Артпростiр» на Покровской площади - выставка художника Ивана Печкурова

На афише значится: «Выставка живописи и цифрового искусства», какие-то пояснения в виде QR-кода и дан автопортрет художника. Автопортрет цветной, но тоже похож на некий двумерный цифровой код. Наверное, тому, у кого есть программа его считывания, художник откроется полнее.

Это единственный портрет на выставке. Экспозиция составлена из работ, которые можно отнести к абстрактной живописи. Вот полотно, кишащее цветными свободными формами, вот - с расставленными в строгом порядке правильными геометрическими фигурами, вот композиция из трех спичек и коробки-загадки, вот - «ногорукое» человекообразное существо. В работах художник не обращается к языку зрительных образов предметного мира, а старается в той или иной мере избегать его. Даже вполне узнаваемое изображение красно-синего гармониста - обманка, за которой скрыто что-то иное. Что ж, изображая невидимое, нельзя увернуться от зрительного опыта и законов, управляющих зрением. Пока любители изобразительных головоломок разгадывают их, подумаем, чем может быть вызвана такая игра в прятки.

В середине XIX века с Курбе во Франции и Федотова в России в живописи начался период реализма. Живопись развернулась лицом к реальной жизни реального человека в реальном обществе. В России реализм развивали передвижники, разрабатывавшие социальную тематику. Во Франции, после Коммуны 1871 года, оставаться на позициях социального реализма стало опасно, и живопись ухватилась за реализм зрительного восприятия - в художественную жизнь ворвались импрессионисты. Но и на них многие косились как на революционеров, дав прозвище «интрасигентов» - непримиримых. Художники, последовавшие за ними, пошли еще дальше, выражая свою непримиримость к реалиям общества полным разрывом с реализмом. В них подозревали эту непримиримость, за что нередко принимали их творчество в штыки. Но в конце концов удобство антиреализма было оценено, и его назначили «современным искусством».

Сегодня у нас в искусство приходят молодые люди, выросшие в условиях разрыва культурной жизни. Художественные вузы, школы еще по инерции опираются на прежнюю систему знаний и учат будущих художников академическому языку. Но художники, пришедшие в профессию, минуя традиционную школу, ловят флюиды новой культуры и подхватывают разрозненные сведения, оставленные художественными школами общества, к которому ныне устремилось наше. Социальный реализм опасен, реализм восприятия трудоемок, антиреализм дает ощущение свободы - если не от проклятых вопросов бытия, то от необходимости на них отвечать. Впрочем, старательно уворачиваясь от реализма, разве не обозначают присутствие реальности?

Иван Печкуров учился в Сумской художественной школе, но недолго. Он окончил Киевский инженерно-строительный институт (Киевский национальный университет строительства и архитектуры), по специальности архитектор. В архитектуре себя не нашел и стал экспериментировать в живописи. И это круто изменило его жизнь.

- Словно камень упал с сердца, со спины, - вспоминает он. - После вуза я заметил ощущение несвободы, ограниченности. Я что-то такое тянул, но оно было для меня тяжело. В общем, шел не туда. И когда это произошло, у меня новый этап начался. Более жизненный. Появилась радость жизни.

- А так, чтобы совместить работу и интерес?

- Ну, вот сейчас я этим занимаюсь. Пытаюсь совместить то, что душе нравится, и то, что нужно людям. Я считаю, что каждая работа несет определенное состояние. Они нарисованы из светлых ощущений, эмоций, состояний и способствуют настройке. Хотелось бы, чтобы картины помогали людям встречать рассвет, заниматься спортом, видеть что-то красивое, помогали ощущать вкус жизни. Например, выйти из рутины. И картина, которая висит дома, если она нравится, помогает на каком-то этапе в настройке и поддержании состояния, которое нравится. Дает ощущение внутреннего резонанса.

- Настраивает человека на позитив, так?

- Это самое главное. Есть внутренний и внешние посылы. Внутренний один: радость, любовь к жизни. Внешние всегда разные. И всегда по-разному. Есть, конечно, какой-то стиль. Простота. Яркие, открытые цвета. Ощущение света. Это то, что отражает технически ту идею, которую я хочу донести. Какие-то цикличные вещи интересны. Все состоит из мелких деталей. Одинаковых. А в итоге дает разнообразие, гармоничность. Мне кажется, мои работы перекликаются с музыкой. Думаю, законы одни и те же что в музыке, что в изобразительном искусстве.

Музыка - еще одно увлечение Ивана. Он пишет музыкальные композиции. Не готовы согласиться с его утверждением, что законы для музыки и изобразительного искусства - одни, но, услышав его композиции, согласились, что они чем-то похожи на его картины.

Зритель, искушенный в современном искусстве, может заметить родство работ Ивана Печкурова с тем или иным направлением. Например, оптическим искусством. Иван согласен: «Одно время увлекался оптическими иллюзиями. Я сначала порицал легкое достижение эффектности - так любой сможет. Ну, значит, и я могу, и мне нравится. Если мне нравится, почему я буду этому сопротивляться?» Но в оптических картинах Иван Печкуров не ограничивается постепенным нагнетанием напряженности за счет нарушения ритма и естественных форм, он лишь обозначает начало процесса, а затем рисует конечный результат: желтый круг, звезду (взрыв?), сгоревшую спичку. Благодаря этому оптические работы художника более спокойные, больше подходят к использованию в интерьере. Художник много экспериментирует: то дополняет изображения символами, то, напротив, вовсе отказывается от какого-либо подобия. Последнее претендует на полную свободу и именно потому довольно жестко определено - как выстраивание строгого беспорядка.

Думается, выставка Ивана Печкурова будет интересна всем, кто пытается осознать новую культурную реальность, хотя бы по старательным попыткам избегать какого бы то ни было ее отображения. Тем более, что сделано это талантливо.

Владимир Калиниченко


п»ї
Читайте в этой рубрике

Городская галерея. Лето. Осень. Ждем весну

Читать статьюСумчан приглашают на выставки живописи художника Семена Ярового и фотографии - Юлии Лесиной

«Мое лето»

Семен Яровой - потомственный художник. Получил основательное академическое образование в Сумской художественной школе

им. М. Лысенко, на живописном отделении в Киевской... Читать статью полностью







Новости
Реклама
Новости
Будь в курсе!