Культура

Искусство игры в искусство

Разговор с журналистом, телережиссером и художником Александром Гвоздиком

ВШ уже писал, что в городской галерее проходит выставка коллажей Александра Гвоздика. Композиции, составленные им из фрагментов сторонних картин, картинок и фотографий, таковы, что стали самостоятельными картинами.

Посетители выставки не только отмечают их высокие художественные достоинства, но и видят в них некий интеллектуальный заряд. Они располагают к размышлениям.

Свою выставку Александр Гвоздик назвал «Игра в бисер - 2». Она завершает большой этап в творчестве художника, начатый первой выставкой в 1992 г., которая называлась «Игра в бисер». Название отсылает к одноименному роману Германа Гессе. Там игра в бисер - это упражнения по отысканию единой сути разнообразных проявлений культуры: математики, музыки, поэзии и т.д. В случае коллажного искусства различные части уже существующих картин, часто хорошо известных зрителю, объединяясь в новую, выявляют тем свое сродство, указывают на то общее, что в них есть. Так ли это? Мы обратились за объяснениями к автору выставки Александру Гвоздику.

Так создается коллаж

- С чего начинается работа над коллажем?

- По-разному. Например, с визуального образа, в котором я чувствую потенциал, который можно развить и создать свое видение этого образа. Иногда это достаточно смутный образ, который начинает постепенно проявляться по мере работы над коллажем.

- Все-таки это образ?..

- Это даже предчувствие будущего образа. Дальше происходит то, что в фотографии называется процессом проявления фотоизображения. Приблизительно так же образ проявляется в голове. Ты интуитивно чувствуешь, чего не хватает, что нужно добавить и вообще, о чем это. Так постепенно складывается законченная картинка.

- В голове или, что называется, из-под рук?

- Изначально в голове есть какое-то представление о том, что должно в итоге получиться. Но оно не такое... визуальное. По мере того как добавляешь, складываешь, меняешь освещение или еще что-то, приходит понимание, что только так может быть и никак иначе.

- Художник рисует то, что ему вздумается, а коллажист связан со сторонними изображениями, которые нужно для своей картины отыскать. Он ищет целенаправленно или наталкивается на них совершенно случайно?

- Я начинал с ручного коллажа. Ножницами вырезал персонажей из журналов, из каких-то иллюстраций. Иногда их просто перемешиваешь, и вдруг получается какое-то интересное решение, интересный образ. В цифровом коллаже, на который я перешел, предчувствие образа присутствует изначально. И уже под него ты начинаешь искать нужные атрибуты, фон, пейзаж и т.д.

Например, отправной точкой программного коллажа «Игра в бисер» был образ мальчика с волчком с картины Шардена. Потом, по мере того как я начинал работать, появился фон, который я сам построил. Построил полки, заселил их предметами-атрибутами, которые бы дали картину цивилизации. Там есть и пирамида Хеопса, и японские статуэтки, т.н. космонавты, и флейта есть - все атрибуты искусства и культуры человечества за многие годы и столетия. Потом там появился еще скелет динозавра как антипод живого и мертвого. И вот в результате появился такой образ.

- Мальчик с волчком не собирался играть в бисер изначально. Почему он у вас «захотел» попасть в такую ситуацию, стать героем этой картины?

- Наверное, потому что я себя ассоциировал с этим мальчиком. Есть там еще такой коллаж - «Затерянный город». Мальчик лежит, а на заднем плане в море кораблик. Эту работу я в шутку называю своим автопортретом. Я и есть тот мечтательный мальчик, который живет в мире фантазий, приключений.

- Обычно коллаж связывают с совмещением несовместимого. У вас не так...

- Да. В отличие от традиционного коллажа, где все должно быть разбросано, я стараюсь, чтобы все атрибуты соответствовали времени, эпохе.

О первой выставке

- Когда вы начали заниматься коллажем? Когда была первая выставка?

- Первая выставка была в 1992 году в Воскресенском соборе - там в то время был отдел декоративно-прикладного искусства Сумского областного художественного музея. Валера Шкарупа - мы с ним шапочно было знакомы - как-то зашел ко мне на работу (я тогда работал главным режиссером на областном телевидении). У меня был отдельный кабинет, а на стене - коллажи. Он увидел и говорит: «Саша, это достойно выставки». Заведующая отделом Людмила Константиновна Федевич его поддержала. Вот так первая выставка и состоялась. И называлась она тоже «Игра в бисер». А самая для меня престижная выставка была в Киеве, в Лавре, в Галерее искусств. Там было два зала: большой и маленький. Маленький отдали целиком мне. Открытие было в семь часов. Я с семи часов ждал посетителей. Прождал десять минут, двадцать - ни одного человека. А через 40 минут все повалили. Отзывы были самые благоприятные. Но дальше этого не пошло. Ни статей, ни предложений купить...

Коллаж как вид искусства

- Как и когда появился коллаж? Зачем он появился?

- Мы должны разделять технику коллажа - она известна со времен Средневековья - и коллаж как самостоятельный вид искусства. Я считаю, что последнее произошло после Первой мировой войны, когда привычные людям связи были разорваны ужасами войны. Мир как бы распался, «распалась связь времен» - как говорил Гамлет. И вот коллаж стал, во-первых, попыткой собрать то, что разлетелось...

- Как после бомбардировки люди собирают уцелевшее...

- Да, да... И, во-вторых, подчеркнуть ценность вещей, на которые не обращали внимания. Появлялись коллажи из мусора, гаек и пр. Соединение несоединимого. Я думаю, это была такая попытка в искусстве собрать заново мир в его целостности. По моему мнению, то, что тогда делалось, соответствовало духу времени. Но время менялось, а многие коллажисты так и остались работать в таком стиле. И я понимаю почему. Это присуще, как правило, коллажистам Западной Европы. Не то чтобы они не могли выйти из этого круга - их мироощущение осталось прежним. У них в коллаже, если человек, то у него вместо головы должен быть телевизор, допустим, а вместо ног - лапы курицы...

- Ощущение разрушения личности?

- Совершенно точно - разрушение мира и разрушение человека как личности в этом разрушающемся мире. Для меня же было важным, наоборот, собрать разрозненные вещи, но собрать по-другому. Чтобы это было в одном стиле, чтобы не было швов между разными деталями. Поэтому я и называю свой стиль hideseam (спрятанный шов). Когда вы смотрите на такой коллаж, у вас впечатление, что это написанная картина. Не видно момента сборки нигде. Потому что, помимо всего, я подбираю части по колориту, чтобы все было целостным. В цифровом коллаже это делать проще, но и раньше я старался так делать.

- Можно ли дать определение коллажу?

- Во-первых, это самый демократичный вид искусства. Он легко доступен. Достал старые журналы, вырезал, наклеил - и таким образом можешь свое мироощущение выразить. С другой стороны, коллаж - это сборка разных элементов на одной плоскости. Вроде детского конструктора. Одна из моих выставок называлась «Мифо-конструктор». Меня часто спрашивают: «А что такое искусство коллажа?» Это - поиск и нахождение новых связей между вещами, образами. Только я делаю это не в лоб, а более гармонично.

- Принадлежность этих элементов каким-то известным картинам играет роль?

- Для меня играет. Вот почему. Мое занятие коллажем - это своеобразное путешествие во времени и в искусстве. Я вижу, например, связь между такими совершенно непохожими художниками, как Грант Вуд и Сальвадор Дали. Я беру персонажей Гранта Вуда, вставляю в пространство Сальвадора Дали и получаю совершенно новый образ. Он помогает, с моей точки зрения, лучше понять и Вуда, и Дали.

Что же такое искусство?

- Вы говорите о коллаже как виде искусства. Сегодня это понятие размыто. Что понимаете под произведением искусства вы?

- Для меня главное - есть образ или нет. Можно с улицы подобрать желтый лист клена, приклеить его на плоскость, и это будет достаточным для того, чтобы возник какой-то образ. Есть образ в работе или нет - это главное, а все остальное - техника. Можно работать в технике красок и кистей, можно работать в технике цифрового коллажа. Для меня главное - наличие в работе образа и энергия, которая исходит от картины. Какой бы совершенной ни была техника, общение со зрителем происходит на уровне обмена энергией.

- Что вы понимаете под образом?

- Это когда ты чувствуешь, что за изображением что-то еще кроется помимо того, что ты видишь.

- То есть это одухотворенная вещь?

- Ну, да, одухотворенная. Это проявление духа, энергетики. Многие отрицают ценность «Черного квадрата» Малевича. Но вы посмотрите в оригинале. Из картины такая энергетика исходит, которой ни одна репродукция не передаст! Поэтому, когда люди знакомы с «Черным квадратом» только по репродукциям, они не могут понять, что ж там такого интересного.

- Думается, «Черный квадрат» - это манифест.

- Да, но работа производит очень сильное впечатление, когда ее видишь в оригинале.

- Может, таким образом проявляется ваше отношение к манифесту, к символу?

- Возможно.

Коллажисты всех стран...

- Судя по вашей страничке в «Фейсбуке», вы создали международное общество коллажистов - Gvozdik-collage. (Закрытая группа. Создана 13 мая 2020 г. 166 участников. - Ред.)

- Просто это люди, которые объединились на страничке. Сначала их было немного. Потом их стало больше.

- Они представляют все направления коллажа?

- Тех, которые работают с плоскостью. Одни из них вырезают, наклеивают, другие - как я в последнее время - собирают с помощью компьютера (цифровой коллаж).

- Бывают ли виртуальные выставки колла жистов?

- Была в начале этого года. В ней участвовали коллажисты из Китая, Словакии, Португалии и Украины. В странах бывшего Советского Союза и странах бывшего соцлагеря коллаж развит очень слабо. А в США он очень высоко ценится. Выходит американо-канадский журнал «Коллаж». Там все время бывают выставки. И работы хорошо покупаются.

- Ваше предложение насчет проведения выставки международной галереей коллажа принято?

- Принято. Мне сказали: организуйте. Осталось найти $100 для того, чтобы отпечатать присланные по электронной почте коллажи. Это будут не оригиналы, но они дадут представление о направлениях, стилях - панораму того, что сегодня делается в искусстве коллажа. Думаю, это будет интересно.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

Выставка к Рождеству

В выставочном зале Союза художников открылась «Рождественская выставка». На ней представлены работы членов Сумской организации НСХУ и студентов института культуры и искусств СумГПУ.

Как всегда достойно представлен Александр Чередниченко (недавно ему присвоено звание народного художника... Читати статтю повністю