Культура

Зима: ключ во льду

В Сумах проходит выставка работ Игоря Швачунова «Непересічне»

В галерее «Артпространство» на пл. Покровской, 5, открылась выставка работ художника Игоря Швачунова «Непересічне». В экспозиции - живопись, фотография, инсталляция и элементы ленд-арта. Ее основу составляют три проекта, объединенные темой зимы, событиями и ассоциациями. Только после знакомства с ними открывается подлинный смысл названия, которое дал выставке автор.

По обе стороны от входа в зал расположились две ключевые работы. Справа - картина, изображающая каменных идолов, слева - инсталляция с ключами. Главный идол снабжен пронзительными глазами, которыми внимательно наблюдает за всем происходящим.

Ключи лежат в круглой выемке, сделанной в куске льда квадратной формы. Над ним - фотография нетронутых снегов, в которых каждый может увидеть что-то свое. Четыре свечи подогревают глыбу, она понемногу тает, высвобождая ключи. Ключи от чего? По словам художника, эта инсталляция - отсылка к картине Виктора Попкова. Возможно, к картине «Мой день. Встреча» (1968). В центре этой картины - художник на зимних этюдах. Под этюдником - ключ. По обе стороны - фигуры двух дорогих ему женщин: матери и Татьяны, его музы. Ключ под мольбертом - метафора тайны человеческих взаимоотношений. Игорь Швачунов расширяет трактовку - «ключ от работ, ключ от жизни, от внутренних состояний». А вот еще одна связь с Виктором Попковым: работы Игоря Швачунова иные по масштабу, но столь же автобиографичны, личностны.

Основная часть экспозиции - две живописные картины, обрамленные авторскими фотографиями. Получается что-то вроде триптиха. На одной картине изображено, как женщины полощут белье в проруби. С правой стороны - фотографии, сделанные во время пленэра в п. Седнев в 1993-94 гг. на речке Снов. Игорь Швачунов вспоминает: «Однажды на прогулке я увидел такое явление: с другой стороны реки на мостик зашел человек с велосипедом. Мгновение спустя он скрылся в огромной купе неведомо откуда взявшейся на мостике пены. Я сделал снимок, но поздно, уже прошло время, человек вышел и ушел, пена опала. Откуда эта пена взялась, каково ее происхождение, я тогда не знал». Теперь-то явление можно объяснить тем, что женщины полоскали белье, и мыльная вода, попав в турбины небольшой гидроэлектростанции, вспенивалась, и пена, прибывая порция за порцией, взгромоздилась на расположенный ниже по течению мостик. Но странное название реки, зима, велосипедист, словно призрак, исчезающий в облаке, - тогда это казалось чудом. Так, не ведая того, женщины стали авторами объекта ленд-арта, сфотографированного художником. Слева - авторское продолжение: фотографии уже сознательной игры с зимними объектами.

Вторая живописная картина - две снежные бабы, которым придана форма каменных баб: половецкой и скифской. Рядом - фотографии этих баб, вылепленных художником и установленных на входе в парк им. Кожедуба. Этот проект Игорь Юрьевич посвятил художникам-концептуалистам Улаю (Франк Уве Лайсипен) и Марине Абрамович. Художник напоминает об их проекте под названием Imponderabilia (означает нечто неощутимое). Марина и Улай, совершенно обнаженные, стояли в проходе на выставку. Посетители вынуждены были протискиваться между ними - лицом к Марине или лицом Улаю. Показали они это на фестивале перформансов в Болонье в 1977 году. После трех часов стояния в дверях их забрала полиция. Сумчане тоже могли при желании проходить между снежными идолами. Но полиция к перформансу осталась равнодушна. Объект был вылеплен в память об умершем в 2020 г. Улае. Левая сторона «триптиха» посвящена проекту «Энергетические объекты».

Теперь, зная все это, разберем название выставки - «Непересічне». Согласно указаниям автора, «не» относится к проекту, на которой художника вдохновили Улай и Марина Абрамович со своим Imponderabilia. Чтобы там ни понималось под этим словом, «невесомость» (как у гугл-переводчика с испанского) или «незбагненне» (как у автора) - начинаются с отрицания. «Пере» («прати») относится к проекту «Западня на реке Снов». Плюс еще одна биографическая подробность. Игорь Юрьевич помнит, как его старенькая бабушка, сидя на краю постели, нередко повторяла это слово: «Пере, пере, пере...» Ее причастность к названию выставки несомненна», - отмечает художник. О значении буквосочетания «січне»: все показанные проекты были созданы в январе (січні). И наконец, все слово целиком. Оно напоминает еще об одном художнике - Борисе Данченко, сыгравшем большую роль в художественном (и, наверное, не только) воспитании многих сумских художников, включая Игоря Швачунова. У него отложилось в памяти, как Борис Борисович всех спрашивал, что означают слова «пересічна людина». Обычный их смысл - средний, посредственный, заурядный, рядовой человек, - конечно, он знал. Скорее всего, его озадачивал «рядовой человек» как явление. Так вот, выставка нацелена на отрицание заурядности, обыденности.

Что ж, игра в ленд-арт, и поиски «энергетических» аномалий, и готовность увидеть чудесное рядом, и даже увлечение каменными идолами вызваны стремлением противостоять омертвляющему болоту обыденности. А еще нам видится здесь стремление наделить реальность, нередко бывающую отчужденной, родственными качествами, сделать своей, «заиграть». Воплощенные в поэтике художественного творчества, оба стремления, как видим, могут привести к довольно интересным результатам. И, кстати, в очередной раз отметим продуктивность сочетания, скажем так, академического изобразительного искусства и умело подобранного «модернистского» сопровождения. Похоже, «современное искусство» наконец находит свое место.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

«Рождество с патрульными» в Сумах: такого количества детей еще не было!

Вот уже несколько лет подряд 7 января управление патрульной полиции в Сумской области устраивает на Театральной площади «Рождество с патрульными».

ВШ каждый год бывает здесь, не изменил традиции и на этот раз. Сразу бросился в глаза небывалый аншлаг: несмотря на ветер и гололед,... Читати статтю повністю

Индекс счастья по-сумски

В новогодне-рождественские праздники, когда везде царит атмосфера волшебства и добра, а также веры в то, что все будет хорошо, ВШ вышел на улицы Сум и поинтересовался у прохожих секретами их счастья.

Отметим, что собеседники вмиг забывали о хмурой ненастной погоде и полностью погружались... Читати статтю повністю







Новини
Реклама
Новини
Новини
Будь в курсі!