Люди

Когда казенный дом - лучше родного

Как чужие взрослые помогают подопечным преодолевать трудности, быть нужными и счастливыми

Красивое здание ярко-салатового цвета во дворах Курского микрорайона, за рынком, невольно притягивает взгляды местных жителей и случайных прохожих. Ведь, как бы ни менялись названия и вывески, все знают, что здесь - детский дом. Место, где живут обделенные любовью и родительским теплом мальчики и девочки, где много грустных глаз, но всегда есть надежда на чудо и любящую семью. ВШ не смог пройти мимо и побывал в гостях.

Здание одно, а заведений - два

Под одной крышей на ул. Ковпака, 37, находятся два абсолютно разных заведения, объединенные лишь тем, что занимаются детьми, которые по ряду причин не могут находиться в родной семье. Первое крыло занимает Сумской детский дом им. Супруна. По словам директора Любови Рудыки, раньше это была школа-интернат для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а с 1 января 2011 года в результате реорганизации заведение обрело новый статус. Условия пребывания подопечных детского дома максимально приближены к домашней обстановке. Малыши и младшеклассники посещают УВК №16, а те, кто постарше, - учатся в школе №22. Задача детского дома, как отметила его руководитель, - сохранение родственных связей. Поэтому мамам, папам и другим родственникам (у кого из деток они есть) разрешено общаться с воспитанниками. Более того, здесь созданы все условия, чтобы ребенок не только получил дошкольное и среднее школьное образование, но и ориентировался в выборе будущей профессии и был готов к самостоятельной жизни.

У каждого ребенка - своя история

Наша беседа продолжилась в кабинете замдиректора детского дома Виктора Вертеля, который уже 44 года занимается интернатными детьми и как никто другой знает все тонкости и специфику работы заведения. Виктора Ивановича можно смело назвать хозяином детского дома - настолько он с ним уже сроднился. «Проектная мощность нашего учреждения - 40 детей (возраст от 3 до 18 лет), - рассказывает он. - На сегодня у нас 26 воспитанников, 17 из них - родные братья и сестры. Ведь, как правило, сюда попадают все дети из одной биологической семьи. Сирот у нас четверо, а лишенных родительской опеки - 22. Из общего количества детей - пятеро дошкольников, восемь младшеклассников и 13 учеников средней и старшей школы».

Попадают сюда дети по разным причинам. Не обязательно они из семей, где нерадивые мама с папой не справлялись со своими обязанностями. Есть осиротевшие после смерти родителей, которых не смогли взять под свое крыло родственники. Конечно же, у подопечных всегда есть шансы на обретение семьи (усыновление, приемная семья или детский дом семейного типа).

«Мы прилагаем все усилия, чтобы наши воспитанники попали в семьи, - говорит Виктор Вертель. - Но далеко не все хотят взять к себе взрослого ребенка. Особенно если это касается усыновления. Считают, что лучше, если это будет малыш, который быстрее привыкнет к новым родителям. Поэтому школьников у нас больше...»

Семейный круг и страна солнца

Виктор Иванович провел нам экскурсию по детскому дому. Мы были приятно удивлены яркими, красиво оформленными коридорами, комнатами, группами, столовой, кабинетами для творчества и кружков... Уютно, комфортно, тепло. По всему зданию - аромат готовящегося обеда. Прямо как в детском саду, вот только вечером домой ребят никто не забирает. Замдиректора показал нам группы, где живут дети: чистые комнаты с удобными кроватями. Спальные места накрыты красивыми пледами, на которых усажены большие мягкие игрушки. Учитывая то, что большинство подопечных - родные братья и сестры, каждая семья проживает в отдельной комнате. От этого выигрывают все - ведь детям очень важно держаться вместе.

- Мы стараемся во всем отходить от интернатовских методов, - объясняет Виктор Вертель. - Ведь детский дом должен быть для ребенка домом. Например, я отменил обязательные линейки и воспитательные мероприятия за партами. Теперь вместо этого у нас проходят душевные беседы - просто сидя на стульях, установленных кругом. Это так и называется - «Семейный круг», который располагает к доверительному общению. А еще у нас есть «Детская страна солнца» и много нового и интересного, чего раньше никогда не было в интернатных заведениях.

Замдиректора, по натуре человек добрый, старается максимально одомашнить жизнь своих воспитанников. Даже если для этого потребуется немного отступить от правил. К примеру, именно ему принадлежит идея летних ночевок во дворе. «На территории детдома мы поставили палатку, вынесли туда матрасы и спальные принадлежности, установили график очередности ночевок, - делится с нами мудрый наставник. - Нянечки, конечно же, возмущались, что им будет нелегко следить за порядком, ведь в спальне это делать проще. Но я убедил их, что нашим детям крайне необходимы эти вылазки из помещения! И самым главным доказательством этого являются слова выпускников о том, что их лучшие воспоминания о детдоме как раз и связаны с этой палаткой во дворе».

Местная легенда Игнат

Больше всего мы ожидали встречи с воспитанниками: хотелось им подарить хоть чуточку тепла. И нам дали возможность пообщаться с детьми наедине. Виктор Вертель тактично вышел из комнаты: «Я вас оставлю ненадолго». По просьбе руководства мы не называем настоящих имен ребят.

Первым делом мы познакомились с местной легендой - Игнатом. Парню 13 лет, он - с характером и непростой судьбой. Здесь таких много, учитывая, что в детдом попадают мальчики и девочки из областного центра социально-психологической реабилитации, которых не удалось устроить в семейные формы воспитания (к слову, этот центр находится во втором крыле здания). Почти все подопечные детдома имеют поведенческие отклонения. Однако это не означает, что у них нет перспективы жить в семье, - у каждого есть шанс на счастливое детство за пределами интерната.

Игнат живет в детском доме с трех лет, то есть уже 10 лет. И Виктор Иванович нашел к нему подход - сделал его своим помощником. Парень охотно выполняет поручения по хозяйству, чувствуя свою значимость. А еще он оказался довольно талантливым в резьбе по дереву и изготовлении различных поделок. Дело в том, что сам замдиректора ведет такой кружок и любую корягу может превратить в произведение искусства. Так и с детьми: каждый ребенок, каким бы он шероховатым и колючим ни был, постепенно оттаивает, меняется и развивается. Работы Игната заполняют немалую часть выставки в специальном зале. Мальчишка очень гордится результатами своего труда и с удовольствием делится с нами творческими успехами. А еще - любит рассказывать об Америке, куда уже дважды летал в рамках социального проекта. Такие поездки предусматривают пребывание ребенка в американской семье, и Игнату они очень нравятся.

Мечта о домашнем питомце

Воспоминаниями о полетах за океан живет и Дима. Ему тоже 13, и он такой же упрямый. Как говорят - сложный подросток. Мы поинтересовались у парня, о чем он мечтает, и в ответ услышали - о домашнем питомце. Любовь к животным у мальчишки появилась во время пребывания в США - у хозяев была собака. Сейчас к пареньку присматривается одна супружеская пара из Украины, чтобы взять его к себе в приемную семью, однако подросток пока сомневается. Мол, это я уже в Америку никогда не полечу... Но Виктор Иванович заверил Диму, что за ним сохраняются все права, и он сможет побывать за океаном! Надеемся, что парень обретет семью и новоиспеченные родители найдут к нему ключик.

Дети с поломанными судьбами - трудные. Особенно это сказывается, когда они выходят за порог детдома. Когда мы общались с замдиректора, позвонила учительница из школы. Игнат сорвал урок и нагрубил педагогу. Виктор Вертель успокоил женщину, пообещав во всем разобраться. Надеемся, мудрый Виктор Иванович обязательно найдет способ правильно повлиять на воспитанника.

«Хочу к маме!»

Знакомство с 12-летней Настей произвело на нас неизгладимое впечатление. Красивая девочка с черными длинными волосами. А еще - скромная и спокойная, с грустными и полными отчаяния глазами. Как только мы остались вдвоем, в следующее же мгновение бросились с Настенькой в объятия друг друга и вместе расплакались. «Я хочу к маме!» - произнесла юная воспитанница и рассказала, что здесь она оказалась вместе с двумя сестричками после смерти родителей. Сначала не стало отца, потом мамы. Девчонок взяла к себе их родная тетя, но вскоре она запила, и сестер отправили в детский дом. Здесь они уже второй год. А там, в родном городке, остался один-единственный знакомый - мамин сожитель, который иногда навещает детей. По словам Настеньки, у нее было непростое детство, ведь родители были далеко не идеальными. И все же, если бы они остались живы, - она бы очень хотела вернуться к ним...

Маленькая Катя и большие проблемы

Самой младшей подопечной заведения - три годика. И зовут ее Катюша. Малышку мы заметили, войдя в комнату для самоподготовки. Школьники учили уроки, а она ползала по ковру, собирая кубики. Девочка сразу же побежала навстречу Виктору Ивановичу и уже через несколько секунд удобно устроилась у него на руках. Так что продолжили экскурсию мы уже втроем. Судьба этой черноглазой красавицы полна просто не умещающихся в голове ужасов. Ее 20-летняя мать родила трех дочерей, но о крыше над головой и о том, чем же кормить своих крошек, даже не задумывалась. Детей у нее, естественно, изъяли, поместили сначала в приют временного содержания на шесть месяцев, предоставив матери возможность исправиться - устроиться на работу и найти жилье. Однако у женщины оказались свои планы на жизнь, и к дочкам она не вернулась. Так они оказались в детском доме...

Место временного пребывания

Так можно назвать заведение, расположенное в другом крыле здания. Заходим, знакомимся. Раньше это был приют, а сейчас - Сумской областной центр социально-психологической реабилитации детей. Здесь живут дети от 3 до 18 лет, которые в какой-то момент остались одни. У кого-то из них родители погибли или умерли, но таких немного. У кого-то - лишены родительских прав. Некоторых бросили. Примечательно, что не все родились в неблагополучных семьях. Просто однажды эти дети по каким-то причинам оказались никому не нужны. Дети живут здесь временно - максимум девять месяцев, пока решится их дальнейшая судьба. И они не просто находятся в центре, а с помощью взрослых проходят социально-психологическую реабилитацию: учатся преодолевать трудности, общаться, радоваться жизни, быть нужными, а еще - счастливыми. После социальной реабилитации и при условии, что родители исправились, ребенок возвращается в семью. Статусных детей (сирот, лишенных родительской опеки) могут забрать опекуны, также их могут усыновить или определить в приемные семьи, детские дома семейного типа. А неустроенных переводят в детский дом, который находится рядом.

В центре нам рассказали, что нередко к ним попадают дети запущенные и совершенно не приспособленные к жизни. К примеру, один мальчик не знал, что такое мыло. А другой - ни разу не видел кровати и первое время даже спал на полу, стягивая матрас и одеяло. Некоторые воспитанники не имеют понятия, что такое дни рождения и другие праздники. В центре многие впервые знакомятся с нормальной едой, чистыми постелями, игрушками и средствами личной гигиены. А с развитием и вовсе проблемы. Поэтому социальным педагогам, психологам и другим специалистам приходится прилагать немало усилий, чтобы научить подопечных рисовать, писать, вырезать, читать и даже говорить!

Кроме того, у детей зачастую бывает угнетенное состояние, расстройства, тревожность - ведь они попадают в центр сразу же после изъятия из семьи, в самый сложный для них период. Тут вся надежда - на человечность и профессиональные качества сотрудников центра. Они, прежде всего с помощью ласки, терпения и любви, стараются растопить лед в сердцах подопечных, оказать необходимую медицинскую, психологическую помощь. В общем, делают все для того, чтобы у детей было детство. Хотя бы на время...

Ксения Кузнецова


п»ї
Читайте у цій рубриці

Украинский эмигрант в аномальной зоне

Что скрывается за вывеской «Орегонского вихря»?

Олег, украинский эмигрант, который сейчас живет в Соединенных Штатах и работает водителем-дальнобойщиком, поделился своими впечатлениями от посещения необычного места под названием «Орегонский вихрь».

Там происходят разные удивительные... Читати статтю повністю