Культура

«Иней на траве»: памяти художников

В Сумском областном художественном музее - выставка работ Галины и Виктора Михайличенко

Обоих уже нет с нами. Галина Александровна умерла в 2011 году, Виктор Константинович - в 2021-м. Выставка - дань памяти прекрасным художникам, их плодотворному творческому и теплому семейному союзу. Большую часть работ предоставила их дочерь Светлана.

Галина родилась в Новосибирске, Виктор - в узбекском Чирчике. Встретились они в Ташкенте во время учебы в республиканском художественном училище им. Бенькова. В Узбекистане зародилась их семья, здесь они состоялись как театральные художники, здесь сделали первые шаги в тех художественных областях, которые стали затем для них главными: гобелене (Галина) и акварели (Виктор). В 1993 году семья перебралась на Сумщину, родину отца Виктора Константиновича. Время было трудное, но Сумы в сравнении с охваченным межнациональными конфликтами тогдашним Узбекистаном, наверное, казались верхом покоя и безопасности. Виктор и Галина полюбили красоту здешней природы, щедро отозвались на нее своим творчеством. Они много работали, активно участвовали в выставках. Их любили зрители и пресса.

Начинается выставка с работ Галины Михайличенко. Ее гобелены встречают посетителей в фойе, ведут на второй этаж, предваряют зал акварелей Виктора Михайличенко. В самом зале висит лишь одна ее работа - «Весна». А напротив нее - пастельный портрет Галины, который написал Виктор Константинович в 2014 году, через три года после ее смерти. Взгляд Галины обращен в себя - печать ухода? Еще один ее портрет помещен среди гобеленов. Виктор Константинович написал его в 1983 году. И снова ускользающий взгляд. Но вот что интересно, в одном из каталогов есть похожая фотография. Тот же поворот головы, но на фото Галина смотрит на зрителя. Похоже, она всегда оставалась для Виктора Константиновича загадкой. Это заметно и по представленным работам. Если акварели Виктора Михайличенко, безукоризненно исполненные, безыскусны, то гобелены Галины Александровны полны экспрессии, которая выплескивается в работах не только в виде вольных декоративных форм, но и таится в магической силе простых изображений.

Под портретом 1983 года - небольшая тканая картина «Изморозь на траве». Картина простая. Но откуда тогда исходящая от нее светлая печаль? Мягкие нити, их теплая ворсистость, и вдруг этот неведомо откуда взявшийся, почти физически ощутимый, колючий холод инея. А вот еще одна небольшая работа - «Дыхание весны». Как же она хороша! Подтаявший снег, проталины, близкое половодье, диалог пережившего зиму воробья и деревьев, новые надежды и ожидания - в лаконичном изображении есть все и более того - есть загадочная глубина. Увы, фотография бессильна ее передать. И вот почему.

Изображение - только часть художественного произведения, другие ее важные части - материал, техника. Прежде чем ткать гобелен, художник делает эскиз. Казалось бы, можно эскизом и ограничиться - картинка же есть! Но нет - важен материал. И техника работы с материалом тоже: все эти переплетения, фактура, бахрома и т.д. Чудо происходит, когда техника помогает показать себя материалу и вместе они наилучшим образом работают на замысел художника. Галина Константиновна выбрала ткачество, трудоемкую, кропотливую технику, потому что другим способом выразить то, что она хотела, было невозможно. И вот что: ее гобелены не предваряют работы Виктора Константиновича, они дополняют, питают их вешней водой. Как же, должно быть, ему не хватало Галины все те годы, которые он прожил без нее!

Техника акварели - полная противоположность ткачеству. Акварель своенравна, требует быстроты и технической безупречности. Ревнива - отвлечений на другие техники не терпит. На пленэре Виктор Константинович писал небольшие этюды - помногу за раз. В этом ему не было равных. На основе этюдов он затем в мастерской делал работы большого размера. Они и показаны на выставке. А есть ли возможность как-нибудь показать и этюды тоже? Думается, это было бы интересно.

Мы привыкли гордиться земляками, добившимися больших успехов за пределами родного края, - так себе комплимент городу, не уехали б - не состоялись? На наш взгляд, важнее быть местом, где таланты расцветают: приехали и состоялись. Или хотя бы не увяли. Родники разных культур питали творчество Галины и Виктора Михайличенко, как хорошо, что зрелость их таланта раскрылась в Сумах!

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

От ремесла к искусству

Читати статтюМы уже привыкли к тому, что сегодняшняя библиотека - это не только собрание книг и периодической печати, но и место, где проходят встречи, концерты, выставки. Кстати о выставках. В отделе искусств областной научной библиотеки можно посмотреть выставку Анны Гаранжи «Душа в удивительном... Читати статтю повністю

Поэт, музыкант, хулиган: в Сумах с размахом отметили день рождения Владимира Высоцкого

Читати статтюТворческое наследие, которое оставил после себя Владимир Семенович, продолжает волновать сердца и души не только его современников, но и молодежи. Об этом красноречиво говорят аншлаги 29 и 30 января на мероприятиях, посвященных дню рождения Великого поэта.

ВШ побывал на них, пропитался... Читати статтю повністю

А вы читаете дома вслух?

Читати статтюВ сумской библиотеке рассказали, как привить детям любовь к чтению

«Читающее поколение - надежда нации», - под таким лозунгом в библиотеке-филиале №1, что на Химгородке, прошло культурное мероприятие, приуроченное ко Всемирному дню чтения вслух.

Заведующая Оксана Литвиненко с... Читати статтю повністю







Новини
Реклама
Новини
Новини
Будь в курсі!