Культура

Окно в... Галактику?

В артпространстве «На Театральной» проходит выставка керамики художника Юрия Мусатова

ЭкспозициЯ составлена из работ разных лет, объединенных единой темой. Galaxy - Галактика - таково ее название. Смысловое единство оказалось возможным благодаря верности автора теме космоса. «Почему такая тема? Все вокруг нас - Космос», - считает он.

Юрию Мусатову - 40 лет. Он живет и работает в Киеве. Родом из Конотопа. Окончил Сумское высшее училище искусств и культуры им. Бортнянского. Здесь же произошло его профессиональное знакомство с керамикой. Первые шаги в этой области он сделал под руководством преподавателя Святослава Корсуня. Дальнейшее становление прошло под влиянием художника-керамиста Григория Протасова. Он и стал руководителем его дипломной работы в училище. Затем - учеба во Львовской академии искусств. Магистерская работа - чайный набор-трансфомер и научная работа «Авангардные концепции супрематизма...», за которые он получил высший балл с похвалой. По окончании академии Юрий Мусатов работает в области керамики, преподает, участвует в выставках. За его плечами - 12 персональных выставок и проектов и более 70 групповых. В 2020 г. был издан 140-страничный каталог работ Юрия Мусатова, а несколькими годами ранее научный сотрудник Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. Рыльского Галина Истомина посвятила его «концептуальному творчеству» научную статью, где, в частности, сказано следующее: «Керамiка Ю. Мусатова є аналітичною. Вона покликана спонукати швидше до філософських роздумів, аніж до емоційного сприйняття. Його творчість відпочатку була розрахована на західноєвропейську публіку, яка більшою мірою

ознайомлена з роботами художника, але, очевидно, вона близька й українському глядачеві».

Обычно об «аналитичности» художественных произведений искусствоведы говорят, когда произведения не трогают зрителя, а о их «философичности» - когда они непонятны. То и другое характерно для «концептуального искусства», эмоциональное восприятие которого опосредовано парадоксальностью заложенных в них идей и визуальных форм. На выставке нас ждет то и другое. Космичность «всего вокруг» представлена прежде всего большими и маленькими бюстами «пришельцев». В композиции «НЛО» они расставлены вокруг конуса (луч), на который опирается диск (НЛО). Мы привыкли к бюстам знаменитостей, но - пришельцы? Парадокс. Если этого мало, то вот бюсты в виде грубой компьютерной обработки методом конечных элементов - они выглядят так, как если бы мы их собрали из треугольных пирамидок. А столкновение зрительных ощущений (и не только зрительных, работы автора можно трогать руками)? Твердый луч. Взлетающая ракета, «опирающаяся» на поверхность земли вырывающимися из сопла газами. Еще одна твердая мягкость - «Облако», в котором сочетается его прихотливая изменчивость с правильностью поверхности кристалла. «Кратеры» напоминают фрагменты каменного яйца, гладкие снаружи, внутри они содержат «вскипевшую земную породу». Этот же прием столкновения визуального контраста гладкого и пористого использован в больших бюстах пришельцев. Часть их головы как бы отбита, и зрители могут видеть, что внутри они похожи на пористый шоколад. В работе «Окно» прозрачность показана через непрозрачность.

Продолжением выставки служат, как нам кажется, ответы автора на наши вопросы.

- Чем определяется тематика ваших работ - рынком или собственными идеями?

- Идеями. А рынок... Не рынок мне диктует, а я диктую рынку.

- И рынок соглашается?

- А у него нет выбора.

- Почему нет выбора?

- Потому что я могу быть убедительным. На фарфором заводе в Сумах я когда-то увидел лозунг приблизительно такого содержания: «Если нет спроса, то нужно его создать». Я его запомнил.

- «Граненые» бюсты - это что?

- Это немножко мода. Все, что видишь, откладывается в голове. Вообще-то это автопортрет после компьютерной обработки. Я должен был это сделать, потому что, если бы я это не сделал, не спал бы.

- Откуда у вас тема космоса?

- С детства хотелось побывать на других планетах, мечтал космонавтом быть. В 2011 году в Сумах довелось увидеть летающие тарелки своими глазами. Я шел к фарфоровому заводу и увидел их. Они находились где-то на выезде из Сум на Могрицу.

- Они, случайно, не с фарфорового завода взлетали?

- Не-ет. Я был возле фарфорового завода, а они летели туда, к Могрице.

- «Окно» имеет тоже космический смысл?

- Да, это «Окно в...».

Владимир Калиниченко


п»ї
Читайте у цій рубриці

В Сумской городской галерее - «Путивльская осень»

Читати статтюВсеукраинский пленэр «Путивльская осень» проходил с 10 по 22 октября в Путивле. На выставке представлены этюды художников Игоря Василевского (Сумы), Игоря Грея (Шостка), Алексея Дмитриева (Харьков), Алексея Крышуна (Харьков), Богдана Макаренко (Киев), Романа Найдена (Чернигов), Игоря... Читати статтю повністю

Талантливые дети Сум: фольклорный ученический ансамбль - победитель международного фестиваля

В конце января этого года в Харькове состоялся Международный фестиваль-конкурс «Марафон обрядовых песен - 2022», организатором которого стал Международный центр «Таланты XXI века». Детскую музыкальную школу №4 на конкурсе достойно представили участники фольклорного ученического ансамбля... Читати статтю повністю

Когда трехглавый дракон совсем не страшен и приносит радость!

Жители села Собичево, что под Шосткой, своим примером показали: счастливые моменты можно создать самостоятельно даже в крохотном населенном пункте! А также - что снегу радуется не только детвора, а и взрослые. Так, в селе, где живет 350 человек, люди слепили из снега огромного трехглавого... Читати статтю повністю

Правила внутри нас

Читати статтюВ городской галерее - фотовыставка Артура Скоробагатского «Афон глазами ломографии»

В 2019 году Артур окончил Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Ивана Карпенко-Карого. Он - режиссер кино. Фотографирует с 16 лет. Нынешняя его персональная выставка фотографии... Читати статтю повністю







Новини
Реклама
Новини
Новини
Будь в курсі!