новини

В областной филармонии прошел самый ожидаемый концерт Бах-феста

22.11.2017 08:53

19 ноября 22-й фестиваль музыки И.С.Баха и эпохи барокко завершился концертом любимца сумской публики, белгородского органиста Тимура Халиуллина и солиста белгородской филармонии Владимира Исаева.

Напомним, изначально концерта Тимура Халиуллина в программе фестиваля не было, с ним начали переговоры только после того, как стало известно, что запланированный участник фестиваля - польский органист Михал Маркушевски - не сможет приехать. Но для сумчан концерт Тимура Халиуллина стал самым ожидаемым событием фестиваля. Вы верите, что в Сумах у филармонии может стоять целая толпа людей, надеющихся, что у кого-то окажется лишний билетик на концерт органной музыки? А ведь это было так. Из свободной продажи билеты исчезли через сутки после объявления о приезде белгородского органиста - уже 19 октября касса ТЮЗа продала последние места на балконе. И тем, кто не успел запастись билетами, оставалось только надеяться на неявку кого-то из зрителей и приставные места в проходе.

И, нужно сказать, те, кто преодолел все препятствия и пришел в этот вечер в филармонию, не были разочарованы. Ведь программа, которую предложили сумским зрителям Тимур Халиуллин и Владимир Исаев (фортепиано), была более чем интересной. Тон концерта задали произведения Баха в оригинальном варианте и в обработке следующих поколений классических композиторов - Вивальди, Гуно, Зилоти. Нежная воздушная гармония органа и фортепиано прелюдии Баха-Гуно сменялась полифоническим противостоянием инструментов в фуге Моцарта. И невозможно было не почувствовать духа праздника, заключенного в свадебном марше Шарля-Мари Видора (может, и менее известном, чем марш Мендельсона, но таком же торжественно-ликующем), - им завершилось первое отделение концерта.

Сюрпризом для зрителей стала увертюра Моцарта к волшебной флейте, которую Тимур Халиуллин и Владимир Исаев исполняли на фортепиано в четыре руки (кроме органа, Халиуллин играет на фортепиано, клавесине и карильоне). Запомнилась удивительная мягкость и лиричность прелюдии, фуги и вариаций Франка, которые исполнялись дуэтом на органе и фортепиано. И, конечно, Тимур Халиуллин порадовал сумчан своей новой импровизацией «Космос и Хаос». Как и предыдущие его произведения, она раскрывает все удивительные способности органа. В зале филармонии выключили свет - и зазвучала музыка небесных сфер: мягкий космический шум, электронные сигналы радиосообщений, вселенский покой - и тут же, для контраста, грозный, ледяной рукой сжимающий за сердце хаос, в котором, кажется, не может уцелеть ничто живое. Уже несколько раз на своих концертах Тимур Халиуллин читал для сумчан стихи украинских поэтов. В прошлом году это были «Досвітні вогні» Леси Украинки, которые и стали основой для импровизации. Нынешнее же произведение Тимур открыл проникновенным исполнением Лины Костенко: «А й правда, крилатим грунту не треба...», которое вызвало в зале целый шквал эмоций.

Еще одно традиционное «угощение» от гениального мастера органа - произведения для педали соло, которые играются ногами. В этот раз это были вариации на тему 24 каприса Паганини. Насколько же сложнее играть его каприс ногами - страшно даже представить, каких тренировок и физической формы это требует!

Завершением концерта стала пронзительная, прекрасно-щемящая «Ария» петербургского композитора Вадима Бибергана. В исполнении Тимура Халиуллина и Владимира Исаева эта мелодия буквально переворачивала душу так, что добрая половина зала утирала слезы. Это был настоящий эмоциональный катарсис вечера! Но на этом концерт не закончился - ведь был еще сюрприз, подготовленный музыкантами для номера на бис. Они предложили зрителям мелодию современного композитора Ханса Циммера из недавно вышедшего кинофильма «Интерстеллар». На органе и фортепиано она прозвучала по-настоящему волшебно и стала настоящим фейерверком праздничных эмоций - ведь к ней прилагались еще световые эффекты и внезапно появившийся из-за сцены звук ударного инструмента. Как выяснилось, специально для того, чтобы дополнить эту композицию, в Сумы приехал ученик Тимура Халиуллина Станислав Яковлев.

Уже после второго-третьего произведения зрители устраивали долгие овации артистам после каждого номера, выражая всю свою любовь и благодарность тем, кто умеет ТАК дарить музыку. А после концерта все выходили, буквально искрясь энергией и улыбаясь, оживленно обсуждали концерт и делились впечатлениями. В восторге были даже самые требовательные слушатели - дети! И действительно, нет ничего более увлекательного, чем такие концерты, соединяющие классическую и современную музыку, старинные инструменты и новые произведения. Побывав на таком вечере, даже самый далекий от органной музыки зритель станет ее преданным поклонником. Поэтому очень жаль, что следующего Бах-феста нужно ждать целый год...

Руслана Рябинина


п»ї