новини

Bach-fest в Сумах: триумфальное начало

17.10.2018 08:08

Осень в Сумах - особенная, не похожая ни на один город Украины. Ведь в нашем городе к ее солнечным дням и мягкому золоту листьев добавляется особая нотка - Международный фестиваль музыки И.С.Баха и эпохи барокко Бах-фест.

Именно его с нетерпением ждут каждую осень на протяжении вот уже 23 лет сумские любители классической музыки. Ведь это уникальное событие - настоящий праздник, позволяющий сумчанам услышать лучших исполнителей барочной музыки. За время существования фестиваля в Сумах выступали музыканты из 26 стран мира, среди которых - как открытия для сумской публики, так и ее постоянные любимцы.

Один из самых давних и обожаемых сумчанами участников Бах-феста - профессор Марек Топоровски из польского города Катовице, который преподает в трех музыкальных вузах Польши, является создателем и руководителем двух ведущих коллективов старинной музыки. Многие из постоянных участников сумского Бах-феста в свое время учились у Марека, а теперь сами являются признанными исполнителями мирового уровня. А он находит время не только преподавать и руководить, но и гастролировать с собственными концертами и радовать ими любителей музыки в разных странах. Именно его концерт и открывал 23-й Бах-фест 14 октября. И уже сейчас можно сказать, что он стал одним из самых значимых событий фестиваля.

Билеты на концерт были полностью проданы за несколько дней до его начала - все постоянные зрители боялись упустить возможность встретиться со своим любимцем. Поэтому Марека, всегда отмечающего в своих интервью эмоциональную отзывчивость украинских слушателей, ожидал полный зал ценителей его таланта.

И вот - начало концерта. Мягкие лиричные пьесы для клавесина Жака Дюфли и Антуана Форкере создают в зале чудесную гармонию, и слушатели буквально боятся пошевелиться, чтобы шуршанием или скрипом кресла не нарушить эту атмосферу хрупкого очарования старинной музыки. Клавесин, в отличие от органа, дает возможность видеть лицо музыканта и отражающуюся на нем гамму эмоций. Он буквально пропускает через себя каждый звук, каждый аккорд - и зрители не могут не включиться, не принять эти щедро отдаваемые эмоциональные посылы, не почувствовать себя единым целым с этой удивительной музыкой и ее творцом. Ту же легкость и мягкость, мечтательность и волшебство продолжает поддерживать уже орган - Марек исполняет триосонату №5 до-мажор - одну из шести сонат Баха, написанных им в 1727-1730 годы для учебы его сына Вильгельма Фридемана. Бах хотел сделать сына великим органистом и преуспел в этом с помощью этих «учебных» сонат, единственных в своем роде - раньше три музыкальные партии одновременно на одном инструменте не исполнялись. Позже известный органист и философ Альберт Швейцер писал: «Тот, кто изучал и практиковался с этими сонатами основательно, больше не встретит никаких трудностей ни в старой, ни в новой органной литературе». Виртуозность исполнения этого сложнейшего произведения в полной мере оценили сумские зрители, устроившие музыканту продолжительные овации.

И вот - новая грань таланта исполнителя - соната №2 для фортепиано чешского композитора Яна Дусика, который в свое время остался малоизвестным в Европе. Его произведения были открыты и оценены по достоинству намного позднее. Невероятная динамика и эмоциональная насыщенность этого произведения в исполнении Марека Топоровски захватывает, она не может не врезаться в память. Ради одной этой сонаты стоило бы посетить такой замечательный концерт. А ведь впереди, после перерыва, слушателей еще ждали клавесинные пьесы Жана-Филиппа Рамо и органная музыка Франсуа Куперена и Иоганна Себастьяна Баха. Пасакалия до-минор - одно из сложнейших для исполнения произведений, ведь органисту приходится играть не только на клавишах, но и на педалях (ногами), быстро передвигаясь по всей скамейке перед органом. Неудивительно, что зрители были в полном восторге и аплодировали стоя, буквально купая Марека в овациях. А он, улыбаясь, просто раскланялся и перешел к номеру, приготовленному на бис, - сонатам для клавесина Клода Бальбатра.

В целом даже у самых придирчивых слушателей к этому замечательному музыкальному событию было только два замечания: во-первых, оно пролетело на одном дыхании, а хотелось слушать еще и еще, а во-вторых, это был единственный в программе фестиваля концерт с участием органа - хотелось бы, чтобы этот инструмент был представлен в программе больше.

А вообще после такого начала 23-й фестиваль просто обязан стать выдающимся. Так что советуем запасаться билетами на концерты его участников - и готовиться к настоящему празднику музыки!

Руслана Рябинина


п»ї