Калейдоскоп

Александр Князев играл в Сумах!

Выдающийся музыкант исполнял музыку Баха на сумском органе

В то, что этот выдающийся музыкант современности выйдет на сцену Сумской филармонии, просто не верилось.

Сомнения, что победитель конкурса П.И.Чайковского в Москве (кстати, самый юный за всю историю конкурса - в 1978 году ему было всего 17 лет!) и всевозможных конкурсов по всему миру, музыкант, исполняющий практически всю музыку, когда-либо написанную для виолончели, дающий концерты во многих странах, играющий с такими выдающимися пианистами, как В.Афанасьев, М.Воскресенский, С.Мильштейн, А.Диев, Э.Оганесян, скрипачами В.Спиваковым, В.Третьяковым, С.Стадлером, альтистом Ю.Башметом, виолончелистами М.Брунелло, А.Рудиным, выступающий под руководством дирижеров Е.Светланова, Ю.Темирканова, В.Федосеева, Р.Кофмана и многих других, сомнения в том, что он выступит в нашем городе, - не покидали многих до последней минуты. Лучшими помощниками в неотпускающих сомнениях было отсутствие рекламы в сумских СМИ, телевидения и полупустой филармонический зал. Но музыкант вышел, и сомнения рассеялись. Это был действительно он - знаменитый виолончелист Александр Князев. Однако Князев, вопреки всем надеждам, был без виолончели. Он предстал перед зрителями в своем новом амплуа - как артист-органист. И сумчане имели возможность слышать самые сложные произведения органной музыки - трио-сонаты и хоральные прелюдии И.С.Баха. Можно смело сказать, что уши наших горожан и стены нашей филармонии никогда не слышали ничего подобного. Это была редко исполняемая Баховская полифония, воспроизведенная в по-своему уникальной «князевской» манере. Музыка - не простая для восприятия даже профессиональных музыкантов, несмотря на явную расстроенность некоторых органных труб в низком регистре, подарила ощущения бесконечного космоса и неведомых галактик...

Сумы - не единственный город в Украине, где в исполнении Князева можно было услышать трио-сонаты Баха. Киев, Харьков, Белая Церковь - города, в концертных залах которых владычествует царь инструментов, - тоже принимали и слушали Александра Князева. А в скором времени он как органист должен участвовать в Международном музыкальном фестивале в Монпелье (Франция) и на всю Европу давать концерт в прямом радиоэфире.

После концерта, несмотря на сильнейшую усталость, музыкант согласился дать интервью и оказался очень интересным и отзывчивым собеседником, без какой бы то ни было напыщенности и претенциозности.

- Тяжело ли было овладеть новым инструментом? С чем связан такой неожиданный поворот?

- В класс виолончели я поступил в 6 лет. Органом же начал заниматься в 27. Естественно, в таком возрасте трудно постигать науку. Тем не менее, я закончил консерваторию по классу органа у замечательного педагога Галины Козловой. Помню, как ректор консерватории, принимая документы, недоуменно спрашивал: «Вы тот самый Князев? Хотите в класс органа? А зачем вам это нужно?» На что я ответил: «Просто я люблю музыку, а музыку Баха - особенно. Он, как известно, для виолончели написал мало, больше всего для органа. Хочу овладеть еще одним инструментом». Вообще моя первая встреча с музыкой Баха состоялась в возрасте трех лет. Я прослушал, наверное, миллион раз и затер до дыр пластинку с Бранденбургским концертом. Видно, не зря. Творчество великого мастера прошло через всю мою жизнь. Когда-то зашел в католический собор в Италии и был потрясен звуками, сходящими с небес... Овладев органом - инструментом Баха, все видишь уже по-другому. Кстати, в эпоху Ренессанса все музыканты профессионально владели несколькими инструментами. Сейчас же преобладает узкая специализация. Я всего лишь вышел за ее пределы. Но мне очень приятно, когда меня называют «человеком Ренессанса».

- Как к вам относятся профессиональные органисты?

- Они меня терпеть не могут. Но это только из зависти. Например, сегодня в России практически никто не исполняет Баховские трио-сонаты. Потому что это сверхсложно - и почти всегда тотальная катастрофа. А я исполняю. А недавно от Владимира Ивановича Федосеева я получил приглашение сыграть с оркестром увертюру Баха. Ни один российский органист не может гордиться такой честью. В перерывах между виолончельными турне я даю органные концерты в России, Украине, Германии, Японии. Люди привыкают к моей новой роли. Никакой шумихи из органных концертов я не делаю, просто играю в свое удовольствие и живу как свободный художник.

- Ваша жизнь полна путешествий. Есть ли какой-нибудь рецепт, помогающий быстро прийти в форму после перелетов и переездов?

- Никакого рецепта нет. Наверное, я просто сильный человек и моего здоровья пока хватает. Конечно, после некоторых перелетов, например, из Рио-де-Жанейро в Японию, организм просто отказывался что-либо понимать и принимать такие нагрузки. А вообще я заметил, что, где бы я ни был, я все равно живу по московскому времени. Потому что родился, учился и вырос в Москве.

- Ваши родители музыканты?

- К сожалению, мои мама и папа уже в лучшем мире. Мама была очень хорошим дерматологом, папа - высококлассным инженером. Оба любили музыку, ходили на концерты. Их родители тоже не были музыкантами. Я один такой. И еще у меня есть дочь. Она пианистка. Заканчивает аспирантуру при Московской консерватории.

- Орест Коваль, организатор Баховского фестиваля в Сумах, пообещал, что в октябре этого года вы будете в нашем городе. Можем ли мы надеяться услышать вашу виолончель?

- Не знаю. С виолончелью не все так просто. Я подписал эксклюзивный контракт с Московской филармонией. Теперь без ведома и разрешения высшего руководства не имею права ни одного звука сыграть за пределами этого учреждения. В Европе у меня тоже контракты и менеджеры и жесткие условия, которые я не имею права нарушать. Мне за это деньги платят. (Кстати, в Европе концертный гонорар музыканта составляет 6 тыс. евро, в России намного меньше - 3 тысячи. - Ю.Л.). Что касается приезда с виолончельным концертом в Украину, то ничего конкретного пока сказать не могу.

Что ж, поживем - услышим. Во всяком случае, будем надеяться, что когда-нибудь в нашем городе зазвучат волшебные виолончельные звуки Александра Князева, о которых многие (и во всем мире) говорят как о подаривших лучшие мгновения жизни.

Юлия Лесина


п»ї
Читайте у цій рубриці

Юные мастера - золотые руки

8 мая на пл.Независимости пахло шашлыками, деревом и ароматной выпечкой

ПридЯ на ярмарку, всегда хочется увидеть что-то нестандартное, интересное, талантливое, как, например, журнальный столик, в столешнице которого под стеклом плотным слоем лежат зерна кофе.

Необычный кофейный... Читати статтю повністю

У разрушенной колокольни

В Малой Чернетчине прошел конкурс-пленэр юных художников «Перлини Сумського району»

Мне всегда нравилось поэтическое слово «пленэр»*, но вот побывать на таком мероприятии как-то не удавалось. Что же это такое? Берут художники свои краски, кисти, мольберты, выходят из мастерских и... Читати статтю повністю

И на коне, и на велосипеде

Участникам «Шалених перегонiв» не страшны никакие преграды

Они ехали на лошади, они мчались в лесах на велосипедах; на веревках взбирались и спускались с горы, опускались в 8-метровый колодец, переправлялись с велосипедами через реку; ориентировались, в том числе на байдарках; стреляли... Читати статтю повністю

«Мои книги нужны!»

О сказках и сказочнице, об издательствах, покупателях и нежелании читать

Шумный детский поток ворвался в стены детской библиотеки - и наполнил смыслом все окружающее. Ведь все в этих стенах создано и работает для них - и живет полноценной жизнью тогда, когда слышны их голоса...

29... Читати статтю повністю

Белая ромашка - от сердца к сердцу

Истоки сегодняшней благотворительности - в нашем далеком дореволюционном прошлом

Как известно, новое - это хорошо забытое старое. Современные волонтеры, наверное, и не подозревают, что они - продолжатели дела, истоки которого - в далеком дореволюционном прошлом.

Инициаторы благотворительной... Читати статтю повністю