Наш край

Из дома в дом переходя...

90-летний юбилей Сумской областной художественный музей им.Н.Х.Онацкого встретил, экспонируя не более шести процентов своих фондов

Мысль о создании в Сумах музея возникла у профессионального художника Н.Х.Онацкого (1875-1937 гг.) и его единомышленников в 1918 году. Тогда же уездным отделом народного образования была создана комиссия под председательством местного педагога П.П.Безсонова, которому поручался сбор музейных экспонатов.

Собрав определенное количество вещей, комиссия подыскала помещение для музея - бывшую городскую усадьбу Сухановых-Сумовских на Петропавловской улице, созданную в 1890-е (1880-е - ?) гг. (ныне институт прикладной физики и отделение банка).

11 июня 1919 г., заслушав доклад комиссии по устройству в Сумах художественно-исторического музея, уездный исполнительный комитет принял постановление о передаче домов усадьбы Сумовской в распоряжение комиссии. Однако последовавший 14 августа 1919 г. захват города у большевиков Добровольческой Армией А.И.Деникина воспрепятствовал выполнению этого решения. Возвратившиеся вместе с белыми владельцы собранных к тому времени вещей потребовали их возвращения.

Сокровища во Дворце труда

Новый сбор брошенного господами имущества для музея начался в начале 1920 г. в стенах Дворца труда (ныне областная филармония), открывшегося 22 (9 по ст. ст.) января, к 15-летию "Кровавого воскресенья" в бывшем здании Общественного Собрания. Оно было построено не позднее 1890 г., о чем свидетельствует сохранившаяся театральная афиша о спектакле 17 февраля 1981 года.

По свежим следам событий местная газета "Власть Советам!" писала 24 января 1920 года: "Благодаря колоссальным усилиям комиссии в самое короткое время во дворец были собраны почти все сокровища искусств, принадлежавшие сумской буржуазии. Перед изумленными взорами зрителей - рабочих, собравшихся во дворец, предстали во всей своей красоте десятки драгоценных картин старинных мастеров, статуи и статуэтки из мрамора, бронзы, фаянса и т.п., стильная старинная мебель, все то, что прежде принадлежало только буржуазии и что пролетарий мог видеть разве только во сне".

Постановлением коллегии уездного отдела наробраза Н.Х.Онацкий с 1 марта 1920 г. стал заведующим отделом (секцией) изобразительных искусств. Тогда же уездный исполком утвердил план работы секции, в котором, по словам Н.Х.Онацкого, на первом месте была организация музея. При этом он назначался его директором.

Грозное предостережение

14 марта 1920 г. газета "Власть Советам!" извещала читателей, что открытие художественно-исторического музея задерживается из-за отсутствия подходящего помещения.

24 июля здесь же печатается объявление-предупреждение такого содержания: "Вследствие начатой организации художественно-исторического музея в Сумах отдел народного образования настоящим предлагает зарегистрировать в течение 7 дней со дня объявления сего картины, статуи, бронзу, ковры, а также предметы старины и художественной промышленности, оставшиеся после бежавших владельцев и находящиеся в советских учреждениях, гражданских и военных клубах, культурно-просветительских кружках и на руках у частных лиц. Ответственность за невыполнение сего падает на учреждения и лица, у коих будут обнаружены названные предметы".

Наконец под музей все же было выделено пять комнат на втором этаже в бывшем помещении Городского общественного банка (ныне ул.Соборная, 36), учрежденного в 1869 г. по инициативе Д.И.Суханова для поддержания "недостаточных" торговцев и ремесленников.

Клад в усадьбе

После того, как из Дворца труда по адресу вновь созданного музея были перевезены вещи, имевшие художественную ценность, коллекция продолжала интенсивно пополняться, и вскоре стало ясно, что помещения в пять комнат недостаточно. К тому же с 15 до 21 августа 1920 г. была произведена опись и прием коллекции древностей и искусства киевского собирателя Оскара Германовича Гансена. В Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им В.И.Вернадского хранится документ под условным название "Осмотр музея О.Г.Гансена", в котором идет речь о событиях лета 1919 г. в Киеве. В частности, говорится о том, что часть его коллекции "еще раньше, о время войны с немцами, была эвакуирована владельцем в г.Сумы, где хранилась в собственном доме матери Гансена до последних дней большевистской власти".

Художественные ценности, прибывшие в Сумы до 1919 г. (с 5 января по 14 августа в городе установилась советская власть), были обнаружены при ремонтных работах в бывшей усадьбе Сумовской после 29 ноября 1919 г., когда белые оставили город большевикам.

Для размещения коллекции Гансена, пополнившей фонды музея, было решено ходатайствовать перед властями о передаче музею смежного по второму этажу соседнего дома помещения Соединенного банка из семи комнат с большим залом. После ремонта и соединения двух зданий бывших банков все 12 комнат за короткое время заполнились экспонатами. Судя по отчету заведующим уездным отделом наробраза (август 1920 г.), начало ремонтных работ несколько задержалось из-за досадного недоразумения: Союз коммунистической молодежи самовольно занял Соединенный банк.

17 апреля 1921 г. сумская газета сообщила о постановлении президиума уездного исполкома об освобождении занимаемого спортклубом помещения (бывшего отделения Орловского коммерческого банка) и передаче его под музей. Это были одиннадцать комнат, расположенных на втором этаже следующего за Соединенным банком здания (ныне на этом месте жилой дом, построенный в 1950-х гг. по ул.Соборной, 38). Таким образом, музей имел теперь помещение из 23 комнат, соединенных между собой прорубленными в смежных торцевых стенках дверями. 19 мая 1921 г. "Знамя труда" доводит до сведения читателей информацию о том, что 20 мая открывается художественный музей, осматривать который можно в пятницу, субботу и воскресенье с 11 часов утра до 3 часов дня. К сожалению, довоенные экспозиционные площади оказались самыми обширными в его истории.

Квартира над музеем

В памяти часто бывавшей в музее в 20-е годы Киры Архимович запечатлелся отремонтированный, свежий, чистый, с запахом краски, с широкими лестницами, покрытыми ковровыми дорожками, ясный дом, казавшийся храмом.

С 1920 по 31-й год, ставший для Н.Х.Онацкого последним на посту директора, он с семьей проживал над музеем на третьем этаже дома №36 по ул.Соборной. С 1920 г. она стала носить имя Тараса Шевченко, а с 1924 г. - Ленина. Дочь художника Оксана Никаноровна вспоминала: "Квартира имела опрятный вид: четыре комнаты, кухня, потолок невысокий, пол покрыт цветным линолеумом, балкон на главную улицу. На втором этаже имели большую веранду для лета, где обедали, пили чай. В большой гостиной с камином стояли отцов письменный стол, мольберт, пианино, книжный шкаф, диван, висела бандура. Вся квартира была увешена папиными картинами".

Выставки в оккупации

В ходе бомбардировок, которые предшествовали немецкой оккупации Сум 10 октября 1941 г., одно из трех зданий музея было полностью разрушено. 5 ноября оставшимся в городе сотрудникам эвакуированного в Новосибирск музея посчастливилось отыскать под обломками и передать в Спасо-Преображенский собор полностью уцелевшую чудотворную икону Корсунской Богоматери, а также другие ранее изъятые властями у церкви вещи.

10 апреля 1942 г. оккупационный "Сумський вісник" от имени отдела просвещения и пропаганды объявил о проведении с 15 апреля постоянной выставки (салона) произведений художников Сумщины. На рассмотрение жюри работы принимались в канцелярии Сумского музея, разместившегося при немцах на ул.Николаевской в доме №5 (ныне улица не существует, район гостиницы "Сумы"). Местом проведения данного салона стал кинотеатр им.Шевченко (ныне ночной клуб "Фортуна"). Вторая выставка такого рода открылась в конце июня уже в помещении музея, наименованного на этот раз "украинским художественным".

24 апреля 1942 г. городской музей через газету "Сумський вісник" предложил гражданам показать свои работы на организуемую им выставку художественной вышивки, резьбы, гончарства и других художественных работ мастеров Сумщины. 3 мая на Николаевской, 15, означенная выставка открылась. Здесь же 31 мая прошел еще один вернисаж - профессора архитектуры Харьковского художественного института В.К.Троценко.

Новые адреса

В 1945 году в Сумы вернулась основная коллекция, отравленная в 1941 г. в эвакуацию титаническими усилиями А.И.Маршалы (1889-1983 гг.), директора музея с 1937 по 1959 год. Уже в феврале 1946 г. он возобновил свою работу в бывшем Дворце труда, сменившем свое наименование сначала на Селянский дом, затем на Клуб металлистов. Здесь в 1910-х гг. находился электротеатр "Люкс", с 1939 г. - работает областная филармония. В первые годы после освобождения города от фашистов на ее сцене ставились спектакли вернувшимся из эвакуации в 1944 г. коллективом театра им.Шепкина, собственное здание которого требовало капитального ремонта. Музейная экспозиция в нынешней филармонии размещалась в трех залах на первом этаже и семи залах на втором.

В 1978 году состоялся переезд музея по теперешнему адресу - в здание бывшего государственного банка, построенное в 1897 г. Из-за не в меру затянувшегося тогда ремонта посетителей он принял только в 1983 году.

В старейшем памятнике архитектуры города - Воскресенской церкви (1702 г.) с 1978 по 2000 г. размещался отдел декоративного искусства музея, а в Троицком соборе (1914 г.) с 1987 по 2000 год находилась скульптурная галерея нашего земляка - скульптора и кинорежиссера И.П.Кавалеридзе. (Ныне храмы переданы церковным общинам.)

Начиная с 2003 г. фонды всех отделов музея экспонируются в восьми залах одного помещения, что дает возможность представить не более шести процентов из 15 тысяч единиц хранения.

Виктор Комаров

P.S. История музейного дела в Сумах хранит в себе еще немало тайн. В Государственном архиве Сумской области сохранились сведения о музее местной природы, который отделом наробраза восстанавливался (!) с 1 февраля 1920 года (заведующий Кожуховский). А неоднократно упомянутая нами местная газета "Власть Советам!" в марте 1920-го писала, что в городе "в настоящее время открыты два музея: естественно-исторический и школьный".

Фото Современный вид довоенного "Музейного квартала" на Соборной.


п»ї