Наш край

Городские часы

Посвящается памяти И.П.Лещинского (1913-1991 гг.), известного сумского краеведа и знатока часов

Часы на колокольне Спасо-Преображенского кафедрального собора в Сумах появились в 1885 году. На раме их механизма с двух сторон в виде рельефных букв имеются надписи: «Ф.Винтер в С.-Петербурге» и «J.F.Weule, Bockenem 1884».

Эти фирменные знаки - свидетельство сотрудничества в тогдашней Российской Империи часовых компаний Фридриха Винтера (1842-1893 гг.) в Санкт-Петербурге и Иохана Фридриха Войле (1811-1897 гг.) из Бокенема (Германия, земля Нижняя Саксония). Прежде чем рассказать о владельцах обеих фирм, остановимся на интереснейших моментах истории храма, для которого вышеозначенные часы были приобретены.

Золотой венец Сум

Спасо-Преображенский собор царственно возвышается над городом, утверждая христианскую веру. Известно, что этот замечательный памятник архитектуры, отстроенный в камне в 1776-1788 гг., с течением времени реконструировался и нынешний облик приобрел в ходе капитальной перестройки 1882-1892 гг. на средства сумских купцов-благотворителей Д.И. и Н.А.Сухановых. Работы проводились по проекту харьковского архитектора М.И.Ловцова (1850-1907 гг.), о котором следует сказать особо. Он родился в Рязани, умер в Харькове. В 1873 г. окончил Петербургский институт гражданских инженеров. С 1875 г. служил в Харьковском губернском земстве и губернском правлении. В 1889 г. Михаил Иванович стал профессором Харьковского технологического института, нынешний главный корпус которого (бывший Чертежный) построен по его проекту. Вершиной творчества М.И.Ловцова был проект Благовещенского собора в Харькове, реализованный в 1901 г. В настоящее время этот храм, рассчитанный на четыре тысячи человек, служит кафедральным собором. С запада к нему примыкает 80-метровая колокольня, силуэт которой напоминает готические соборы. Изюминкой в перестройке сумского собора тоже было возведение колокольни «по типу построек знаменитого архитектора Растрелли» взамен прежней, построенной в 1821 г. Взметнувшись ввысь на 56 м в 1885 г., новая колокольня Спасо-Преображенского собора ознаменовала собой завершение первого этапа его реконструкции и сразу же сделалась градообразующей доминантой исторического центра Сум. Схожесть с барочными творениями знаменитого российского архитектора XVIII в. В.В.Растрелли (1700-1771 гг.) колокольне собора придают ее три верхних яруса с вогнутыми стенами, значительно вынесенными изогнутыми карнизами и пучками колонн пышного коринфского ордера по срезанным углам четырехугольной башни. Характерными элементами стиля барокко являются также литые бронзовые фигуры, установленные по углам колокольни у основания ее купола и на тумбах балюстрады барабана.

Сумские соборные часы с циферблатами на четыре стороны света помещаются на верхнем ярусе колокольни. Механизмы их хода и боя установлены внутри башни, над арочными проемами, служащими вместилищем для колокола, отбивающего целый час.

Время новое - традиции старые

До конца Гражданской войны это были главные городские часы. В 1920 г. по распоряжению уездного парткома, наверное, посчитавшего для себя зазорным сверять время с «поповскими» часами, все фабрики и заводы Сум перешли на работу в соответствии со временем, которое показывали часы, установленные на пожарной каланче старого окружного суда в бывшем доме Кондратьевых. (Сейчас на этом месте главный корпус академии банковского дела, возведенный в 2002 г. в формах ассоциативной архитектуры с угловой башней и часами - как напоминание о пожарной каланче второй половины XIX - начала ХХ вв.)

Старые Сумы славились своими часовщиками. Здесь работало довольно много мастерских, где можно было отремонтировать или приобрести карманные, настольные, стенные и напольные часы с самыми хитроумными устройствами. Кстати, наручных часов до революции не существовало, дамы же носили часики на цепочках как украшение.

Однако башенные часы в Сумах приобрести было, конечно же, негде, о них пришлось хлопотать в самом Санкт-Петербурге. И сейчас самое время рассказать об их творцах.

Фирма «Ф.Винтер в С.-Петербурге»

Фридрих Винтер приехал в Россию в 1856 г. после смерти родителя. Обосновался он в Петербурге, где еще с 1836 г. жил его родной дядя по отцу. Женился на немке Алвине Линштедт, которая родилась в 1851 г. в Иркутске, куда ее отец был приглашен как специалист для организации пароходного движения по Байкалу.

Свою фирму Фридрих открыл в 1867 г. (в начале ХХ в. она работала как торговый дом на Невском проспекте, 78). Здесь продавались различные часы, которые мастера собирали, ремонтировали или переделывали из приобретенных у оптовиков деталей и готовых изделий. Фирма также торговала часами других производителей. Фридрих Винтер умер в 1893 г. после аварии во время работ на одной из башен.

Почти десять последующих лет Алвина Винтер успешно управляла небольшой фирмой покойного мужа из более чем 20 служащих. Жила она по месту работы, в квартире на Невском проспекте, помещавшейся над складом часов. Судя по адресным книгам Петербурга 1908 г., вдова Винтера владела в столице четырьмя домами. Из тех же адресных книг следует, что позднее она успела вовремя продать свою недвижимость и уехала в Дрезден.

Фирма «Отто Хефели, бывш. Фридрих Винтер, С.-Петербург»

С 1902 по 1914 гг. совладельцем фирмы «Ф.Винтер в С.-Петербурге» и фактическим заведующим был опытный бизнесмен - швейцарец Отто Хефели. Первоначально он снимал у вдовы Ф.Винтера комнату. Позже, когда в связи с расширением производства последняя понадобилась для нужд фирмы, О.Хефели переселился в семикомнатную квартиру в отдельном, новопостроенном доме. Из его воспоминаний известно, что в начале ХХ в. бизнес, основанный Ф.Винтером, процветал. В частности, возросло количество заказов от управления железных дорог на традиционно поставляемые фирмой часы для железнодорожных вокзалов, на карманные часы для железнодорожников. Появились заявки от военного ведомства. Среди клиентов были великие князья, много богатых людей, владельцев банков и фабрик, где также требовались входившие в моду стенные часы. Дополнительным источником дохода стала сборка и выдача напрокат счетчиков на автомобили - таксометров. Фирма «Ф.Винтер в С.-Петербурге» стала первой, где они появились на складах.

С началом Первой мировой войны немецкие бизнесмены как представители враждебной воюющей стороны вынуждены были покинуть Российскую Империю. После того, как немец Альберт Карль Винтер, племянник Фридриха Винтера, был интернирован, Хефели удалось через суд опротестовать права этого компаньона и переименовать фирму в «Отто Хефели, бывш. Фридрих Винтер, С.-Петербург». Но события в России сложились так, что выигрыш дела уже не имел значения, и вероломный швейцарец вскоре потерял все, что не успел продать летом 1917 года различным русским партнерам. В 1918 г. Хефели возвратился в Швейцарию.

Фирма «И.Ф.Войле, Бокенем»

Иохан Фридрих Войле обучался часовому мастерству в городах Брауншвейге и Касселе. В Бокенеме он открыл небольшую фирму, которую сумел расширить после пожара, случившегося в городе в 1848 г. Фирма производила башенные часы. Чтобы их механизмы были более точными и долговечными, Войле стал уделять серьезное внимание вопросам трения, применяя исключительно бронзовые зубчатые колеса с зубцами новых размеров и формы. Он также усовершенствовал уравнители маятников, для удобства сборки и регулировки использовал солидные литые или кованые рамы.

Стремление к техническому совершенству привело его к созданию часов, шедших целую неделю (Сумской экземпляр заводится раз в три дня).

Благодаря этим новшествам фирма быстро расширялась. Изготовленные ею башенные часы покупали церкви, ратуши, фабрики. Продукция шла также на экспорт - как в европейские страны, так и за океан.

В 1879 г. основатель фирмы Иохан Фридрих Войле удалился от дел, а семейный бизнес успешно продолжили его сыновья: Фридрих (1855-1952 гг.) и Вильгельм (1856-? гг.).

Высокое качество продукции часовщиков из Бокенема было отмечено наградами многих престижных выставок, в частности в Ганновере (1850 г.), Мюнхене (1854 г.), Гамбурге (1863 г.), Москве (1872 г.), Вене (1873 г.), Сиднее (1879 г.), Брюсселе (1880 г.).

После Первой мировой войны спрос на изделия фирмы заметно упал, а вот окончание Второй мировой принесло с собой значительное увеличение количества заказов и, как следствие, штата сотрудников. Однако в 1953 г. финансовые трудности привели фирму к банкротству.

Сотрудничество Винтера и Войле

Судить о взаимоотношениях фирм «Ф.Винтер в С.-Петербурге» и «И.Ф.Войле, Бокенем» затруднительно прежде всего потому, что на сегодня не обнаружена деловая корреспонденция между этими двумя - больше не существующими - партнерами.

Питерские краеведы, чьими исследованиями по данному вопросу воспользовался автор (История Петербурга, №6 (46), 2008), считают, что Винтер как представитель Войле в Петербурге мог с разрешения последнего заказывать у него часы для своих клиентов с использованием собственного фирменного знака. Не исключается и вариант, при котором Винтер получал от Войле из Бокенема детали механизмов и производил сборку башенных часов на своем предприятии. Эта версия подтверждается рекламой Винтера начала ХХ в., где говорится о башенных часах собственной фабрики. Отто Хефели в своих воспоминаниях тоже говорит о том, что они производили небольшие башенные часы в собственной мастерской. Хефели, вероятно, имел в виду небольшой флигель во внутреннем дворе бывшей фирмы, сохранившийся доныне, который, по свидетельству специалистов, можно использовать только под мастерские для мелкого производства. Наличие у Винтера предприятия с литейными, кузнечными и слесарными участками, необходимыми для производства деталей башенных часов, исключается самим местоположением фирмы на Невском проспекте.

В заключение перечислим творения Винтера и Войле в Петербурге. Это часы на широко известных зданиях бывшей Государственной Думы, Московского вокзала, Адмиралтейства, Российской Национальной библиотеки и Нахимовского училища. К этому избранному ряду принадлежат и часы на колокольне Спасо-Преображенского собора в Сумах. Испытывая на себе все превратности времени, они добросовестно отсчитывают его вот уже 125 лет.

Виктор Комаров

P.S. Автор выражает признательность за содействие в осмотре часов епископу Сумскому и Ахтырскому Евлогию и Н.Н.Шульженко.

***

Из неопубликованных записок сумского краеведа П.И.Никитенко «В уездном городе С.»

На фото конца XIX - начала ХХ вв. часто можно увидеть портрет солидного мужчины в «красивой позе» у бутафорской колонны с расстегнутым сюртуком или пиджаком, дабы было видно, как по жилету от петли на груди к специальному карманчику на животе сбоку провисает часовая цепочка с ключиком для завода.

Но загромождали мастерские совсем иные часы - стенные в резных футлярах и особенно напольные, некоторые под два метра. Большинство из них существовали век, полтора и больше. На крупных циферблатах с ажурными стрелками - фамилии часовщиков из Нюрнберга, Цюриха, Парижа, Гааги. Все они были привезены из путешествий предками владельцев богатых имений и особняков. Потомки мечтали выручить за них некую сумму и, доставив часы в мастерскую, обычно просили мастера за комиссионные найти для них покупателя после ремонта. Во многих часах были устройства, показывавшие фазы Луны, оборот Солнца. И знакомый часовщик Цейтлин, протискиваясь в узкой мастерской среди часов-исполинов, вздыхал:

- Что я - астроном, чтобы рассчитать, какое колесо поворотит колесико в фазах Луны? И что буду иметь с этого, когда налажу механизм? Говорят - продавайте. А где я найду покупателя? Что я - Диоген, чтобы ходить по городу, ища покупателя?

При этом он кивал на часы выше его, с блестящей позолотой диска маятника, с витыми колонками по сторонам футляра и белой фарфоровой табличкой с цифрами «1796» в резном свитке наверху.

(Записки составлены в 1984 г.)


п»ї