Наш край

«Не жди благодеяний, кто сам их не оказывает»

Отечественная школа благотворительности - от гетманщины до Николая I

Окончание. Начало - в №39

Казацкая старшина финансировала сооружение храмов и в других местностях Гетманщины, входящих ныне в состав современной Сумщины. В частности, в 1739 г. бунчуковый товарищ Андрей Лизогуб в центре Конотопа построил каменную соборную церковь Рождества Богородицы. В 1763 г. при содействии кролевецкого сотника Петра Стожка был возведен храм в честь святой Великомученицы Варвары. А в 1766 г. в Глинске сотником Михаилом Прокофьевым выстроена церковь Воскресения Христова. Приблизительно в то же время в предместье Глинска появилась дубовая церковь Святителя Николая Чудотворца, построенная «иждивением голштинского бригадира и галицкого полковника Антона Степановича Крижановского» (бывшего глинского сотника). Приведенными выше фамилиями список благодетелей отнюдь не исчерпывается, но, к сожалению, большинство имен меценатов гетманской эпохи мы безвозвратно потеряли...

На Слободской Украине благотворительность находилась на таком же высоком уровне. Одними из первейших благотворителей Слобожанщины были зажиточные миропольские казаки Безрученки. В частности, на средства Агафьи Безрученко в Мирополье в 1690-е гг. была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Первыми ее священниками стали сыновья Агафьи Матвей и Иван. При церкви действовала и первая в Сумском полку школа. В с.Сенном при содействии казацкой старшины Ахтырского полка был основан мужской монастырь, а сын ахтырского полковника М.Матвеев отвел обители значительную площадь земель.

В Сумах, как известно, благотворительными делами отметился полковничий род Кондратьевых. В 1687 г. Герасим Кондратьев выделил часть своей земли на слободе Луке под строительство Сумского женского Предтеченского монастыря, а через четыре года выстроил для пустыни деревянную церковь Рождества Иоанна Предтечи. Помогали Кондратьевы и Сумскому мужскому Успенскому монастырю, основавшемуся в середине XVII в. на территории нынешнего с.Токари.

В 1694 г. капиталом и старанием Г.Кондратьева был построен в Сумах деревянный собор Преображения Господня. Все эти здания не сохранились до нашего времени, однако и поныне памятником деяниям Кондратьевых в Сумах остается Воскресенская церковь (1702 г.).

Во второй половине XVIII в. благодетелем Успенского монастыря (находился на территории нынешнего с.Токари) становится бывший придворный певчий императрицы Елизаветы, полковник и статский советник Яков Алексеевич Шубский, занимавший должность ктитора монастыря с 1751 г. Его стараниями при монастыре были возведены храм Успения Богородицы с приделом Вознесения Господня на хорах, храм Архангела Михаила с братской трапезной и надвратная Всехсвятская церковь. Комплекс монастыря сооружался в стиле украинского барокко и русского классицизма, имел богатую утварь и ценные книги XVI-XVIII вв. Позднее сам благодетель постригся в монахи, а в 1787-1790 гг. был настоятелем Успенской обители. Я.Шубский принимал активное участие и в постройке сумского Спасо-Преображенского собора, выделив на благое дело 7 тыс. руб. Надпись на соборном колоколе, взятом из Успенского мужского монастыря, гласила, что он «устроен статским советником Яковом Алексеевичем Шубским; весу 60 пуд.».

Помимо этого, Я.Шубский, будучи благотворителем Московского Воспитательного дома, в 1765 г. пожертвовал ему свое имение, а также выделил средства на устройство придела Св. Варвары в Киеве.

В первой половине ХІХ в. в стиле классицизма в Сумах возводятся новые храмы. Тому немало способствовала благотворительность сумских дворян и купцов. Лучанский помещик Павел Михайлович Линтварев в 1820-1830-е гг. потратил 80 тыс. руб. собственного капитала на строительство в Сумах Троицкой церкви, а в слободе Лука - церкви Иоанна Предтечи. Старосты церкви Рождества Богородицы (стояла на месте нынешнего Дворца культуры СНПО им.Фрунзе) купцы Федор и Алексей Ишунины выделили значительные средства на перестройку этого храма. Филарет Гумилевский в своем описании Харьковской епархии в середине ХІХ в. отмечал, что в церкви в бытность староства в ней А.Ишунина нет ни одной вещи, «которая не была бы сделана или от его собственности, или по его старанию. Он служит храму уже 22 года и в это время приобретено в церковь разной утвари на собственный его капитал на 2168 рублей серебром. За таковое усердное старание по церкви получил он в 1846 году серебряную медаль на Аннинской ленте». Подобные примеры можно приводить и по Воскресенской, Ильинской, Николаевской церквям, а также Спасо-Преображенскому собору...

Нужно отметить, что благотворительность отнюдь не являлась уделом лишь состоятельных лиц. Обычные жители - крестьяне, мещане, казаки, духовенство - тоже жертвовали на устройство церквей немалые средства. Например, путивльские казаки и мещане, собрав по дворам деньги, в 1735-1737 гг. соорудили церковь Николая Казацкого. В Ромнах «общим жителей иждивением» в 1749 г. был построен собор Схождения Святого Духа. Тогда же в Кролевце «приговором общим казаков и посполитых в устройстве в Кролевце каменной... церкви на месте существующей тогда деревянной» была возведена каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1773-1780 гг. в Глинске на пожертвования его жителей была построена дубовая Соборная церковь Успения Богородицы.

В течение 1776-1788 гг. всем миром в Сумах возводились стены Спасо-Преображенского собора. Как отмечал историк собора священник Яков Левицкий, храм строился преимущественно на соборные пожертвования, при этом рядовые горожане «собрали 400 руб. по гривеннику с души мужского пола».

Крупные же пожертвования поступили от Якова Шубского, Евдокии Парафиевской, Федора Филдоненко и Елены Крамаренковой.

Помогали церквям и богомольцы, покупая для них книги, иконы и утварь. Например, жители с.Кириковка Ахтырского полка Федор Ярошенко и Демьян Левченко в 1686 г., уплатив 11 коп. «денег литовских» курскому купцу Михаилу Чугусову, приобрели для храма Архангела Михаила Евангелие.

В 1736 г. цехмейстер Иван Пермяков и ключник Яков Трофимов «со всей братией мужицкой» передали в Лебединскую соборную церковь Успения Девы Богородицы Евангелие стоимостью 4 руб. 40 алтын.

Есть свидетельства о пожертвованиях жителями Путивля Духово-Девичьему монастырю. На вызолоченной дароносице монастыря указано имя жертвователя думного дьякона Аверкия Кириллова. Для того же монастыря в 1695 г. игуменьей Анисией Батовриной было заказано отлить колокол весом в 155 пудов. Наибольшим же благодетелем церквей Путивля был купеческий род Беляевых. Купцы заказывали мастерам для монастырей и храмов города дорогую утварь, жертвовали деньги на содержание причта. «Раба Божия вдова Анастасия» в 1749 г. оправила икону Путивльской Молчанской Божьей Матери в киот из собственного серебра. Кем была эта женщина, нам неизвестно. Тем не менее, подобных полуанонимных фактов дарений церкви насчитывается немало.

Пожертвования храмам и нищим нередко вписывались в завещания. Например, из «духовной грамоты» глуховского жителя протопопа Корнилия, составленной в 1795 г., следует, что ее составитель распорядился после своей кончины передать свой двор, хутор и землю церквям Трех Анастасий и Архангела Михаила, а одежду и деньги раздать нищим.

Также автор документа распоряжался отдать в пользование причту Анастасиевской церкви и Новгород-Северской семинарии свою библиотеку. Домашнюю скотину следовало продать и вырученные средства тоже передать на нужды церкви.

Подобную картину можно составить по «купчей крепости» 1793 г. сумского жителя, помещика, городского секретаря Ивана Александровича Кириллова. Последний завещал свою каменную усадьбу с шестью покоями и всеми хозяйскими строениями в пользование причту Воскресенской церкви и городской думе «на век будущие веки к содержанию престарелых бедных в богадельне, а равно и остающихся без призрения сирот». Ответственность за исполнение воли И.Кириллова возлагалась на тогдашнего городского голову П.Лихогреева.

Благотворительность в истории нашего края была важной составляющей социальной жизни наших предков, являясь несомненным признаком христианской добродетели, милосердия и заботы о ближнем. Веками формировались устои, приветствовавшие личные инициативы в вопросах социальной опеки, помощи церкви, жертвования неимущим.

Это во многом способствовало мирному сосуществованию разных групп и слоев населения, развивало в среде имущих чувство социальной ответственности. История возвращает сегодня имена наших предков, создававших и утверждавших нормы морали, при которых милосердие и благотворительность не просто поощрялись, а были само собой разумеющимися. Через столетия этот опыт видится бесценным и для нас, живущих в век современных технологий и глобализации мышления. Ведь никто и никогда не сможет отменить очень важное правило жизни: «Не жди благодеяний, кто сам их не оказывает»...

Дмитрий Кудинов


п»ї