Земне та небесне

Тело и Кровь Христовы

Незадолго до окончания литургии наступает самый важный, самый торжественный ее момент. Открываются Царские врата и со словами «Со страхом Божиим и верою приступите!» выносится Чаша с Телом и Кровью Христовыми. Священник читает молитву: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго...»

Люди подходят к Чаше, священник дает ложечкой Причастие.

Давайте попробуем понять смысл происходящего в Таинстве Причастия. Для этого сперва обратимся к ветхозаветной истории.

Христос - новая Пасха

В библейской истории в ветхозаветные времена агнец, которого вкушали иудеи за своей пасхальной трапезой, был жертвой Богу и имел двоякий смысл: благодарственный - за избавление от египетского рабства и просительный - в умилостивление за грехи народа. Принося жертву, древние считали, что жертвенное животное принадлежит Богу, и потому его вкушение означало для них вхождение в непосредственное общение с Богом. В центре Ветхозаветной Пасхи - воспоминание о том, как Бог повелел принести Ему в жертву перворожденных ягнят в день исхода израильтян из Египта. В память об этом событии в праздник Пасхи каждая благочестивая семья отправлялась в Иерусалим, чтобы принести в храм ягненка. Священники закалывали жертвенное животное, не сокрушив ни единой кости. Приносимого агнца зажаривали на огне и отдавали тому, кто приносил жертву. С этим освященным агнцем древние иудеи возвращались в свои дома и торжественно вкушали его за пасхальной трапезой.

Спаситель, совершая Пасху в обществе учеников, вложил совершенно новый смысл в те благословения, которые традиционно произносились перед пасхальной трапезой. Взяв в руки хлеб и подавая его ученикам, Господь произнес удивительные слова: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Когда полагалось испить последнюю чашу, Спаситель, взяв ее, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Эти таинственные слова Спасителя означали, что Он и есть Агнец, Пасхальная жертва Богу. Он - «новая Пасха», как поется в замечательном предпасхальном православном молитвословии. Он - Жертва Живая, Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира.

Таинство причащения установил Сам Христос в Великий Четверг, за день до смерти, за три дня до Своего Воскресения. Таинство, совершенное Спасителем за этой пасхальной вечерей, раскрыло Его ученикам смысл слов, сказанных Иисусом ровно за год до этого: «Я есмь хлеб, сшедший с небес... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии - хлеб и вино таинственным образом пресуществляются в Тело и Кровь Христовы, и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...»

В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии - греч. «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и человеком как его творением, которое существовало до грехопадения. Это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу, восстановил падшую человеческую природу, «примирил» нас с Всевышним. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении.

Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения (человека) была создана Творцом сродственной Себе. Однако наша природа была искажена грехопадением. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого - вочеловечение Спасителя.

Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении. Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его, - чада Его Церкви.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа, мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение - событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, так как столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

Как готовиться к причастию?

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом - событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. Должно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших», и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами.

Причащение совершается во время Божественной литургии - богослужения, совершаемого в храмах с утра. Чтобы достойно причаститься Святых Христовых Тайн, следует должным образом к этому подготовиться. В течение трех дней нужно поститься - не вкушать скоромной пищи, воздержаться от развлечений и мирских удовольствий; это время следует посвятить размышлению о своей жизни, о грехах, в которых предстоит исповедоваться. Накануне причащения желательно побывать на вечернем богослужении и прочитать по Молитвослову (эту книгу, необходимую для каждого верующего, можно приобрести в каждом храме) Правило ко Причащению. Утром в день причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Накануне причастия - с полуночи и утром - нельзя есть, пить и курить (для тех, кто подвержен этой вредной привычке). Перед причастием взрослым людям и детям начиная с 7-летнего возраста нужно исповедаться; исповедь в церкви обычно начинается перед Божественной литургией.

Причащение совершается в конце литургии. Верующие, допущенные к причастию священником, по очереди подходят к амвону (возвышенному месту перед иконостасом), на котором стоит священник с Чашей. Подходя к причастию, следует сложить руки крестообразно на груди, назвать свое имя; после того, как вас причастили и отерли уста платом, нужно поцеловать нижнюю часть Чаши и отойти к тому месту, где раздают причастникам «запивку» - частички антидора или просфор и вино, разведенное горячей водой.

Когда причащается младенец, его нужно положить на правую руку (как при кормлении грудью) лицом вверх. Диакон будет поддерживать платом (специальным платком для отирания уст) под подбородком, чтобы капли Крови Христовой не пролились на одежду.

Выходить из церкви после причастия можно лишь после того, как вы поцелуете крест, выносимый священником по окончании Божественной литургии. После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем следует особенно усердно следить за тем, чтобы должным образом сохранить в себе духовные дарования, подаваемые в Таинстве Причащения.

***

Причащающийся Тела и Крови Христовых получает благодать Святого Духа, содействующую ему в духовной жизни, как пища и питие содействует жизни телесной, и укрепляющую его в жизни во Христе. Святое Причастие зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает добродетели, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первозданного Человека в Раю до грехопадения. Ведь человек создан не для «просто так» и не для простого прозябания. А для того, чтобы служить Богу и в конце концов прийти к Нему, чтобы максимально к Нему приблизиться, чтобы с Ним соединиться. Именно для этого Сам Спаситель установил Таинство Причастия - вкушения Тела и Крови, таинство, в котором Христос идет к людям, чтобы спасти их, чтобы приблизить их к Себе, чтобы открыть им путь в Свое Царство.

P.S. Один священник в итальянском городе Лачано сомневался, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. О том, как Господь вразумил его.

Евхаристическое чудо в Ланчано

Шел VIII век от Рождества Христова. В церкви Сан Легонций старинного итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Но в сердце одного из священников, служившего в тот день Литургию, вдруг возникло сомнение, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Хроники не донесли до нас имени этого иеромонаха, но зародившееся в его душе сомнение стало причиной Евхаристического чуда, почитаемого до сей поры.

Священник гнал от себя сомнения, но они назойливо возвращались вновь и вновь. "Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более, что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. На верное, это всего лишь символы, просто воспоминание о тайной вечере..."

В ту ночь, когда Он был предан, Он взял хлеб... благословил, преломил и подал ученикам Своим, Говоря: "Примите, вкусите: сие есть тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов" Так же и чашу, говоря: "Пейте из нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемся во оставление грехов"

Со страхом произносил священник святые слова Евхаристического канона, но сомнения продолжали мучить его, да, Он, жертвенный агнец, мог Своей Божественной властью обратить вино в Кровь, а хлеб - в Плоть. Все мог Он, пришедший по воле Отца Небесного. Но Он ушел давно, оста вив этот грешный мир и дав ему в утешение Свои святые слова и Свое благословение... И, может быть, Свои Плоть и Кровь? Но воз можно ли это? Не ушло ли подлинное Таинство причастия вместе с Ним в мир горний? Не стала ли святая Евхаристия лишь обрядом - и не более того? Тщетно пытался священник восстановить в душе мир и веру. Между тем, пресуществление произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический Хлеб, и тут крик изумления огласил не большую церковь. Под пальцами иеромонаха преломляемый Хлеб вдруг превратился во что-то другое - он не сразу понял, во что именно. Да и в чаше было уже не вино - там была густая алая Жидкость, удивительно похожая на... кровь. Ошеломленный священник смотрел на предмет, который был у него в руках: это был тонкий срез Плоти, напоминающий мышечную ткань человеческого тела. Монахи окружили священника, пораженные чудом, не в силах сдержать изумления. А он исповедал перед ними свои сомнения, разрешенные таким чудесным образом. Окончив святую литургию, молча упал на колени и погрузился в долгую молитву. О чем молился он тогда? Благодарил за данный свыше знак? Просил прощения за свое маловерие? Мы этого не узнаем никогда. Но подлинно известно одно: с тех пор в городе Ланчано двенадцать веков хранятся чудесные Кровь и Плоть, материализовавшиеся во время Евхаристии в церкви Сан-Легонций (ныне Сан-Франческо). Весть о чуде быстро облетела тогда близлежащие города и области, и в Ланчано потянулись вереницы паломников.

Прошли века - и чудесные дары стали объектом внимания ученых. С 1574 года над Святыми дарами велись различные опыты и наблюдения, а с начала 1970-х годов они стали проводиться на экспериментальном уровне. Но данные, полученные одними учеными, не удовлетворяли других. Профессор медицинского факультета Сиенского университета Одоардо Линолди, крупный специалист в области анатомии, патологической гистологии, химии и клинической микроскопии, проводил со своими коллегами исследования в ноябре 1970 и в марте 1971 годов и пришел к следующим выводам. Святые дары, хранящиеся в Ланчано с VIII века, представляют собой подлинные человеческие Плоть и Кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв. Возможно, фрагмент плоти содержит также левый желудочек - та кой вывод позволяет сделать значительная толщина миокарда, находящаяся в тканях Плоти. И Плоть, и Кровь относятся к единой группе крови: АБ. К ней же относится и Кровь, обнаруженная на Туринской Плащанице. Кровь содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. Ученые особо подчерк нули: более всего удивительно то, что Плоть и Кровь двенадцать веков сохраняются под воздействием физических, атмосферных и биологических агентов без искусственной защиты и применения специальных консервантов. Кроме того, Кровь, будучи приведена в жидкое состояние, остается пригодной для переливания, обладая всеми свойствами свежей крови. Руджеро Бертелли, профессор нормальной анатомии человека Сиенского университета, проводил исследования параллельно с Одоардо Линоли и получил такие же результаты. В ходе повторных экспериментов, проводившихся в 1981 году с применением более совершенной аппаратуры и с учетом новых достижений науки в области анатомии и патологии, эти результаты вновь были подтверждены...

По свидетельствам современников чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять шариков разной формы, затем затвердевших. интересно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе. Это противоречит элементарным законам физики, но это факт, объяснить который ученые не могут до сих пор. Помещенная в античную чашу из цельного куска горного хрусталя, чудесная Кровь уже двенадцать веков предстает взорам посещающих Ланчано паломников и путешествующих.


п»ї
Читайте у цій рубриці

Православный календарь

23 января - свт. Феофана Затворника Вышенского (1894), оказавшего глубокое влияние на духовное возрождение общества.

24 января - прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529). Он первым устроил большой монастырь, называемый лаврою, с отдельными кельями для братии, и тем положил... Читати статтю повністю

Крещение Господне в Сумах

Читати статтюКак всегда, день Богоявления (Крещения) - самый людный в наших храмах. Даже те, кто не ходит в церковь и не участвует в ее Таинствах, считают своим долгом набрать освященной воды. А самые смелые не только набирают, но и окунаются в «воды Иорданские».

У каждого свой, особый путь... Читати статтю повністю

О смирении и доброте

Читати статтю1 февраля - память преподобного Макария Великого (Египетского)

Родители преподобного Макария, Авраам и Сарра, были, подобно великим праотцам, бесплодны до глубокой старости. И только на склоне лет Господь даровал им сына. Он избрал путь иночества и усердно служил Богу, живя отшельником.

... Читати статтю повністю