Наш край

Загадки Красного села

Так какой же была настоящая фамилия основателя Сум?

...На улице Воскресенской, возле «Колодца» - школьная экскурсия. Экскурсовод объясняет детворе: «Мы стоим на месте Сумина городка - крепости, заложенной казаками атамана Герасима Кондратьева в 1655 году. Отсюда пошла земля сумская...»

Историческая правда, как правило, имеет две стороны - официальную и альтернативную. Сопоставляя общепризнанную версию с альтернативной, можно узнать много интересного.

Откуда же пошла земля сумская?

Вниз по течению реки Псел, на правом берегу, в семи километрах от Сум пологий берег переходит в невысокий холм, густо покрытый зарослями. Сквозь ветки проглядывает старая кирпичная кладка. Стены ужасно запущены. Кровли нет. Стропила сгнили. Дом этот, как утверждают специалисты, - самое древнее гражданское каменное строение на территории Слобожанщины. Это родовое гнездо атаманской династии Кондратьевых. Расположено оно в селе Красном. Красным село назвали в 1930 году. Историческое его название - Старое.

Казаки атамана Кондратьева пришли на земли современной Сумщины из местечка Ставищи, что близ города Белая Церковь, в 80 километрах от Киева. В конце XVI века эти земли попали под протекторат католической Польши. Держать православный люд в покорности полякам удавалось с трудом. Необходимо было утвердить господство на духовном уровне. В 1596 году была заключена Брестская уния, которая фактически поставила православную церковь вне закона. Началось жестокое окатоличивание православных. Это переполнило чашу их терпения. Бросив все, казаки пошли под защиту государя московского, пообещав служить ему на порубежных землях верой и правдой. В 1655 году (по официальной версии) была основана крепость - Сумин городок. Однако существует и другое мнение.

Обратимся к труду архиерея Харьковского и Ахтырского Филарета (Гумилевского) «Историческо-статистическое описание Харьковской епархии». Ссылаясь на перепись населения 1732 года, архиерей утверждает, что Старое село было основано «назад тому лет 90». Получается, Старое село на добрый десяток лет старше Сумина городка.

Может, напутал владыка? Непохоже. В миру Филарета Гумилевского знали как ревностного исследователя родной земли, за что он был удостоен звания действительного члена Русского Географического Общества. И потом, давайте рассуждать здраво. Чем служба казацкая отличается от солдатской? Солдат сыт, обут, одет и кровом обеспечен за казенный счет. Казак живет и службу организует самообеспечением. Что нужно казаку, чтобы приступить к службе на новом месте? Укрепиться своим двором. Землю распахать, хозяйство завести. Тут закрадывается сомнение: в порубежном поле, в промежутках между стычками с басурманами, пахать и сеять? Именно так оно и было. Казачьи слободы, по сути, были военизированными поселениями земледельцев. Старое село - это место, где казаки создали «продовольственную базу», а уж потом приступили к строительству крепости. Выходит, отсюда пошла земля сумская.

А звали атамана как?

Время не сохранило деревянного крыльца атаманского особняка. С крыльца открывалась живописная панорама. Излучина Псла серебристым сабельным взмахом рассекает пополам пойменный луг. На правом, хозяйском берегу - вольный выпас для лошадей. А на левом... Левый берег таил угрозу.

К тому времени польско-шведские интервенты отвоевали у России Смоленск. Чужие флаги развевались на побережье Финского залива. Беда, как известно, не ходит одна. Поражение на западе повлекло за собой неудачу на юге. Ослабленная смоленской ретирадой, Москва оказалась не в состоянии удержать крепость Азов.

В 1637 году донские казаки подобрались с моря к турецкой крепости Азов и захватили ее. Грамотно организовав оборону, казаки удерживали крепость почти пять лет. Помощь донцам живой силой оказывала Запорожская Сечь. Боеприпасами и провизией снабжала Москва. Однако в 1642 году земский собор убедил московского царя прекратить финансирование «азовского сидения». Казакам ничего не оставалось делать, как разрушить крепость, чтобы она не досталась врагу, и отступить. Уходили через Дикое поле, раз за разом отбивая наскоки татарской конницы. Уходили к границам Московии, где героям Азова была обещана державная поддержка.

Однако не все герои имели покладистый нрав. Обосновавшись по соседству со Старым селом, на землях Белгородского воеводства, запорожцы гетмана Якова Остряницы внезапно подняли мятеж, предводителя своего убили и пошли «удалой доли искать». Встречи с той ватагой опасались даже татары. Долго дозорные приносили в Старое село с левого берега Псла тревожные вести. То лихие люди костры там палили, то басурмане коней из реки поили. Вплоть до 1659 года левый берег оставался необжитым, а значит, опасным.

Подтверждение тому можно найти в отказных книгах первой половины XVII века.

В книгах документально закреплялись царские «отказы» - отводы земель под казачьи слободы. Тут мы встречаем еще одну загадку. Нет в книгах упоминаний о Старом селе. Зато встречается название поселения Шустиково. Вероятно, это и есть первоначальное наименование Старого села. Недавно построенное село назвать Старым переселенцы не могли. Обычно хутора и слободы нарекали именем основателя. Почему же село не назвали, предположим, Кондратьевкой? Да потому, что Кондратьев - это не фамилия, а отчество атамана - Гарасим, Кондратьев сын. Так писали в документах. Первым высказал это предположение сумской краевед Олег Корниенко. Проштудировав списки Белоцерковского полка, он убедился: нет там упоминаний о Герасиме Кондратьеве.

Может, фамилию атамана можно найти в отказной книге? Искали. Нет ее и там. Так кто же владел землями на правом берегу Псла? Если отказная царева вотчина называлась Шустиково, можно ли предположить, что настоящая фамилия атамана Кондратьева - Шустиков?

Шустиков... Давайте разберемся. В этимологических словарях можно прочесть: «Шуст - крепкого дерева стержень для чистки и правки ружейного ствола. Шомпол. Устаревший глагол «шустать» - споро совершать многократные движения, что-либо взбивать, толочь в ступе». А в тюркских наречиях, откуда мы заимствовали корни многих слов, можно найти слово «шушт», что значит «ячмень». Ячмень на крупу, между прочим, именно толкли в ступе. Вот и выходит, что фамилия Шустиков - самая что ни на есть казачья. Корень у нее одновременно и воинский, и земледельческий.

Полумесяц и две звезды

Время от времени под стены атаманского особняка наведываются «черные копатели». Роют. По преданию, при закладке дома под каждый угол клали по золотому червонцу. Полноценных раскопок тут никто не проводил. Земля сама отдает. Наиболее интересные находки, хотите - верьте, хотите - нет, достаются наследникам казачьих традиций. Один из них, Николай Сергиенко - человек в здешних краях известный и уважаемый. Однажды, копая огород, Николай Владимирович наткнулся на древний нож. Рукоять серебром отделана, а на лезвии - золоченый полумесяц между двух звезд. Сталь лезвия местами насквозь проржавела. Клинку лет двести, не меньше. Находку исследовали археологи. Оказалось, что нож этот - традиционный азиатский «пчак». Такие со времен династии Чингизидов ковали прославленные уйгурские мастера. Золотой полумесяц меж двух звезд - тамга - отличительное клеймо. Все равно что знак качества.

На другой стороне села, тоже на грядке, нашли наградной серебряный крест. В центе - польский орел. На лучах - слова virtuti militari. Крест можно принять за орден «Боевая доблесть» Речи Посполитой, если бы не дата на обороте - 1831 г. В этом году Николай Первый подавил польское восстание. Каждый участник боевых действий против повстанцев награждался таким крестом. Копируя внешние очертания, крест является «оборотнем» польского ордена.

Мы спросили у Николая Сергиенко, неужели в родовом имении самого Кондратьева никто не сыскал золотую кубышку? В ответ Николай Владимирович хитро щурится. Кто ж признается, коли найдет. Впрочем, был один случай...

Рядом с кондратьевским домом стояла церковь. Ее еще Герасим Кондратьев строил. В годы коллективизации «культовое сооружение» снесли, оставив одну колокольню. Расчищая подворье, вскрыли склеп. Женские останки, покоившиеся в склепе, на глазах изумленных селян рассыпались прахом. Остался лишь драгоценный перстень чудной старинной работы. Позарился на тот перстень один мужичок. Сгреб его в карман и домой унес.

А через время начали за мужичком странное замечать. Бормотал что-то несуразное, на ночные видения жаловался, нечистых по углам гонял. И еще начали люди шептаться, будто вокруг кондратьевского дома по ночам белая женщина ходит. Полупрозрачная вся, как из лунного света.

Мужичок тем временем совсем извелся. Друзей узнавать перестал, исхудал, пальцами все время перебирал, как будто держит что-то. Наконец - то ли сам догадался, то ли подсказал кто - собрал он соседей, чтобы свидетели были, и швырнул перстень в речной омут. Только тогда его и отпустило.

...Поговаривают, что белая женщина и сейчас появляется у стен заброшенного особняка. Стоит, как будто ждет кого. Может, нас с вами? Ждет тех, кто примет особняк в заботливые руки? Ждет, когда в окнах родового атаманского гнезда вновь затеплится свет?

Кто здесь казацкого роду?

Родовой дом династии Кондратьевых официально числится памятником истории. Кто же должен заботиться о его сохранности? Этот вопрос мы задали председателю Червоненского сельсовета Сергею Еременко, но однозначного ответа не получили. Строение находится в частной собственности агрофирмы «Червоносельская». Руководит ею Иван Мищенко. Агрофирма помогает селу в решении многих хозяйственных вопросов. Недавно оплатили ремонт кровли Дома культуры, выделили деньги на нужды самодеятельного хора. А вот до кондратьевского особняка руки никак не доходят. Председатель обращался за помощью к районным начальникам. Те лишь посоветовали до лучших времен наглухо заколотить окна и двери строения. Посещение руин сопряжено с риском для жизни.

Дальнейшую судьбу памятника истории необходимо решать всем миром. Так считает житель Красного села - атаман общественной казачьей организации «Сокол» Николай Покутный. Казаки участвовали в реконструкции колокольни, пытались обустроить территорию вокруг особняка. Помочь в сохранении родового дома Кондратьевых готовы и остальные жители села. Была бы на то воля властей...

Петр Павловский, Сергей Кондратенко


п»ї
Читайте у цій рубриці

Терновские корни графини Уваровой

Читати статтюОна была не только знаменитым ученым и первой русской женщиной - почетным академиком, но и любимой женой и матерью семерых детей

В мировой истории имена женщин-ученых, как правило, встречаются крайне редко. Вчитываясь в их биографии, понимаешь, что жизнь их полностью была посвящена... Читати статтю повністю

Предрождественская жизнь кадетов

Читати статтюКак вспоминали Сумской кадетский корпус его бывшие ученики

Накануне Рождества и Нового года сто лет назад сумские почтальоны разносили по-здравительные открытки и письма адресатам. Немало их приходило и в Сумской кадетский корпус.

Выпускники, на тот момент уже воспитанники... Читати статтю повністю