Конфлікт

«Живодерам - не место в Сумах!»

Вопрос отношения к бродячим собакам всегда вызывает споры. Ведь, с одной стороны, они могут быть опасны, и стремление защитить себя и своих детей от возможной агрессии вполне объяснимо.

С другой же стороны жертвами жестоких убийств нередко становятся именно мирные и доверяющие людям животные, к тому же такие действия запрещены законом. И трудно представить горе волонтера, который годами за свои деньги кормит и опекает собак, а потом находит их мертвыми только за то, что они кому-то помешали.

Очередной резонансный скандал развернулся в Сумах на прошлой неделе. Местный телеканал показал в новостях сюжет о собаках, якобы нападающих на людей у дома №73а на ул. Петропавловской и даже искусавших маленькую девочку. Правда, вместо пострадавших в сюжете о творящихся ужасах рассказывали жильцы дома, а уточнить информацию хотя бы в травмпункте или в полиции никому в голову не пришло. Через два дня часть собак нашли мертвыми, остальные пропали. Двоим удалось выжить. Судя по трупам, собаки умирали долго и мучительно, люди слышали жуткий собачий крик в течение часа. В Сумах это не редкость - совсем недавно массово погибли в таких же мучениях собаки на стройке в районе пр. Лушпы. Но если там отравители остались неизвестными, то на Петропавловской их данные известны. Ведь переписка о готовящейся «операции», включая ложные заявления в полицию и СМИ о покусанных, велась в общедомовом чате, и с планом убить собак были согласны далеко не все жильцы дома. Волонтеры уговаривали жильцов подождать. Собак пытались приманить и вывезти. Но, видимо, гуманное решение вопроса в планы активистов не входило.

- Собаки жили здесь восемь лет - еще со времени строительства дома, - рассказывает волонтер Алла Бойко. - Их приманили строители и сторожа как бесплатную охрану - и часть собак выросли здесь, затем к ним прибились другие. Вожаком стаи стал полушарпей Баксик. Его кто-то выбросил. Собака, не помня себя от горя, выла и искала хозяина, а потом прижилась в стае. Рождались щенки - мы старались их выловить и пристроить, это почти всегда удавалось. Те, кто остался, стали частью стаи. Всего собак было семь. Они были вполне мирными, мы их кормили утром, затем еще один пожилой волонтер приходил в обед. Подкармливали собак и работники офиса, на территории которого они больше всего находились. Их все любили, но некоторые жильцы решили, что им мешает лай. Они прогоняли нас, чуть ли не с кулаками бросались на старика-волонтера, вырывали сумки с едой и заявляли, что отравят всех собак. Мы просили их подождать, ведь из-за того, что они швыряли в животных палки и камни, они становились пугливыми и не подпускали к себе. Мы пытались поймать собак во время кормления, но они не давались. Да, действительно, собаки забегали во двор дома, ведь годами это была их территория, их дом, и они по-прежнему считали двор своим убежищем. Но они никогда ни на кого не нападали - нападали на них. Некоторое время назад Баксик прибежал с глубоким ножевым порезом на голове, видно, что его кто-то приманил и ударил ножом. Мы не могли его даже обработать, потому что он не давался в руки.

В тот день в половине шестого утра мне позвонила дворник, которая знала, что мы занимаемся этими собаками, и сказала, что вроде бы наша собака мертвая - лежит на ул. Антонова. Я буквально в чем была побежала туда - и действительно, это оказалась Лисичка. Что я пережила - не передать. Рот у нее был открыт, из него бежала пена, видно было, что собака умерла от отравления. Потом позвонили из детского сада - говорят, мертвый щенок лежит возле мусорных баков. Прибегаю туда - действительно, наш щенок - ему был год с небольшим, - и около него сидит еще один, Атос, жутко воет, тычет в него носом, пытается поднять. На это невозможно было смотреть! Вызвали полицию, отправили тела на экспертизу. Не было и еще четырех собак, но одна малышка нашлась через два дня. Видимо, она была очень испугана происходящим и спряталась. Тела трех собак мы не нашли - скорее всего, их увезли, чтобы не было доказательств, а две собаки в агонии убежали очень далеко.

Перед этим жильцы, которые были против собак, организовали интервью на ТВ, где говорили о покусанных людях. Но собаки были мирными. Мы позвонили в травмпункт, спросили - никаких покусанных детей к ним не привозили, в полицию тоже никто не обращался. Да они так и писали у себя в переписке: «Я четыре дня здесь живу и уже организовала выезд телевидения, а вы ничего не могли сделать. Завтра я вызову полицию и прошу вас тоже вызывать и говорить, что они на вас напали...»

17 июля у дома №73а на ул. Петропавловской в связи с отравлением собак прошла акция протеста. Как сообщил организатор акции Василий Воронин, впервые зоозащитникам удалось так быстро выйти на исполнителя смертельного приговора, в результате которого пять собак умерли в жутких мучениях:

- В руки общественности попала переписка жильцов, где обсуждался метод, способ и стоимость убийства. Мы уже написали три заявления в полицию, а сегодня собрались на акцию протеста, поскольку считаем, что живодерам не место в этой стране, домах, дворах. Здесь должны жить люди, которые любят то, что их окружает. Удивляет, что, хотя активных участников переписки, желающих истребить собак, было всего человек пять, никто из остальных не забил тревогу. К слову, среди обсуждавших убийство были журналист, следователь, волонтеры...

- Собаки кричали страшно, это слышали все жильцы, - говорит жительница дома Наталья Сахно. - Это мирные собаки, а их сделали какими-то монстрами. Никаких нападений не было. Несколько человек вели переписку и там писали: «Мы должны каждый дать по три заявления». На тех, кто возражал, посыпались угрозы, оскорбления.

Среди участников собрания мы увидели директора КП «Центр ухода за животными» Владимира Руденко, претензии к которому высказывали многие зоозащитники, обвиняя его в бездействии.

- Мы вместе с волонтерами ОЗЖ делали две попытки поймать собак, - рассказал нам Владимир Руденко. - В первый раз решили попробовать вечером. Собрались в полдесятого, накормили собак фаршем с обездвиживающим средством, которое должно было подействовать через несколько минут. Но они, увидев много людей с фонариками, испугались и разбежались до того, как средство подействовало. Через день мы повторили попытку - уже днем, когда они обычно лежат во дворе. Раздали прикорм, средство подействовало, мы начали ловить собак. Появился какой-то бдительный гражданин и вызвал полицию, решив, что мы их травим. Он был пьян, бросался с кулаками, что-то объяснять ему было бесполезно. Когда приехала полиция, вопросов к гражданину у нее не возникло, а у меня потребовали все документы, на основании которых мы действуем. Поскольку офиса у КП нет и все бумаги у меня в портфеле, я продемонстрировал им решение о создании КП, о своем назначении, закон о жестоком обращении с животными и т.д. Собаки тем временем отошли от препарата и, когда их начали ловить, разбежались. Мы собирались повторить попытку в понедельник, но в пятницу собак не стало. Предполагалось, что мы вывезем их в центр передержки ОЗЖ, поскольку нашему КП их везти некуда. После его создания дважды выделялись средства на участок на ул. Харьковской, его обнесли забором, волонтеры начали строить вольеры, перевозить МАФы. Но выяснилось, что там нет ни воды, ни света. Поэтому решили переезжать на ул. Римского-Корсакова. Однако там нет ограждения, а вся территория завалена мусором - не бытовым и не строительным, а всяким хламом. Причем его там КрАЗов 20. Мы не можем обустроить территорию, пока не будет вывезен мусор. Мне пришлось долго выбивать штатное расписание, чтобы взять хотя бы бухгалтера и начать работать над оформлением предприятия - открывать счета, получать печать и т.п. Сегодня, 17 июля, на аппаратном совещании у мэра мы говорили о том, что собак можно будет перевозить на Римского-Корсакова через три недели после того, как будет вывезен мусор. Предполагалось, что на это хватит недели. Но после аппаратки выяснилось, что мусор вывозить некуда и вопрос вряд ли будет решен сегодня или завтра. А значит, все опять затягивается.

Председатель Сумского ОЗЖ «Приют» Александр Сыпленко рассказал, что, когда волонтеры приезжали ловить собак, он отснял несколько минут видео, как собаки мирно лежат на земле, когда мимо них и едва ли не по ним ходят люди. Собравшиеся представители общественности верят в то, что смерть животных не окажется безнаказанной - и отвечать за их убийства живодеры будут по новому закону о защите животных от жестокого обращения, предусматривающему за такое преступление до восьми лет лишения свободы.

Мы увидели также скриншоты переписки, которые передали в милицию возмущенные отравлением жильцы дома. Нужно сказать, что организатор акции несколько покривил душой - упоминаемый им следователь (известный в городе волонтер, который со своими друзьями чинит машины и отправляет в АТО) вовсе не призывал к убийству собак. Решить радикально вопрос предлагали совсем другие люди. Однако почему-то для СМИ было озвучено именно имя следователя, на которого, фигурально выражаясь, и повесили всех собак. Что касается еще одной жительницы дома - руководителя известной волонтерской организации - она была категорически против любых негуманных способов решения проблемы и уговаривала всех скинуться деньгами на обездвиживающий препарат и помочь ОЗЖ с отловом собак, связалась с зоозащитниками - так что и о том, что никто не начал бить тревогу, говорить не приходится.

Дальше оценку собранным доказательствам дадут право-

охранители.

Богдана Александрова


п»ї