Люди

Когда даже малость окрыляет

Интервью с художником-графиком и реставратором Александрой Конек

На предпраздничной выставке, которая открылась 22 декабря в зале областной организации Союза художников, представлено немало работ младшего поколения художников. Среди них - Алексадра Конек.

В экспозиции выставки - две ее акварельные работы: «Первые шаги зимы» и «Сон зимой». Мимо них, как говорится, не пройдешь. За счет умелого сочетания мелких деталей на ближнем плане и мягкости дальнего автору удалось создать ощущение присутствия воздуха и глубины пространства. Каковы ее другие работы? Где их можно увидеть? Какие творческие задачи сейчас она решает? Об этом и многом другом - в интервью с художницей.

Первые профессиональные навыки Александра Конек получила в Сумской художественной школе. Затем - учеба на факультете декоративно-прикладного искусства Сумского высшего училища искусства и культуры им. Бортнянского и на факультете реставрации Харьковской государственной академии дизайна и искусства. Сейчас Александра Конек работает реставратором в Свято-Троицкой иконописной мастерской при Сумской епархии УПЦ. (Кстати, с мамой, иконописцем Еленой Конек.). Любимая техника Александры - черно-белые композиции: пейзажи и натюрморты - простые и многопредметные, выполненные тушью или гелевой ручкой.

- Я читала про одного художника - ему от папы и дедушки остался гараж, и он решил все-все предметы из гаража перерисовать: гвоздики, молотки, табуретки. Я подумала, что хорошо бы и мне подобную серию из предметов сделать. Именно графическую. В училище четыре года мы рисовали только акварелью. Я привыкла к акварели, а в академии пришлось переучиваться на масло. И к окончанию учебы я его оценила. Но маслом сложнее работать в том плане, что черно-белой графикой я могу заниматься, даже когда уставшая. Пристроиться где-нибудь и рисовать. А маслом надо разворачиваться, этюдник ставить.

- И все же на выставке - акварели.

- Не зря же мы ее в училище осваивали. Кстати, в работе «Сон зимой» я использовала гелевую ручку. К такому приему часто прибегают те, кто делает городские зарисовки. Приходят, разворачивают блокнотик, делают набросок водостойкой тушью, пером, а потом все это закрашивают акварелью. Вот и я сначала сделала рисунок гелевой ручкой, а потом раскрасила.

У меня мечта научиться рисовать композиции. А чтобы научиться рисовать композиции, мне нужно научиться рисовать человека. А человека я плохо рисую. Поэтому мои композиции не связаны с фигурой, лицом. Рисую пока пейзажи. Но надеюсь все наверстать.

- Я заметил, что вы нередко используете условные элементы: листики, цветы, кору деревьев. Вы к этому сознательно пришли или просто рисуете как нравится?

- Скорее, как нравится. Специально такой прием я не придумывала.

- Не заимствована ли ваша

условность от иконописи?

- В мастерской пишут в разных стилях, но чаще используют фряжское письмо. Фряж - техника детальная. Во фряже лицо, руки, тело рисуется более академически, а орнамент - декоративно. Мама рисует только иконы, - может быть, в генах передалось.

- Но вы и сами работаете с иконами. Много уже отреставрировали?

- Икон, наверное, 50. Реставрационные работы в академии начинаются со второго курса. Каждое лето и осень у нас месяц практики. С группой ездила три раза в Одессу в монастыри, в Алупку, в храм под Харьковом.

- Реставрировали только иконы или и росписи тоже?

- Полностью моя специальность называется так: «Реставрация монументальной и станковой живописи». В Одессе, в Пантелеймоновском монастыре, мы реставрировали настенные росписи. В советское время там был планетарий, и росписи были закрашены тремя слоями краски. Мы доставали их из-под краски, затем подводили грунт, тонировали. Очень интересная работа.

- Вы работаете с утра и до 5 часов вечера. Насколько реставрационная работа сложна?

- Если ты любишь свою работу, не сложно. А если не нравится, то даже от самой легкой работы будешь мучиться. Мне нравится моя работа.

- На творческую работу времени не остается?

- Нет, почему? По вечерам и в воскресенье у меня время есть.

- А нагрузка на глаза?

- За компьютером нагрузка больше.

- Что-то случалось интересное в реставрационной работе?

- У меня была очень интересная дипломная работа - восстановление двухсторонней иконы с деревянным окладом (предположительно написанной в Глинской пустыни - там когда-то была иконописная мастерская, и часто использовались деревянные оклады). Правда, поначалу о том, что икона двухсторонняя, мы не знали. На ней была изображена Богородица скорбящая. Положила ее на стол, потом подняла, а преподаватель говорит: «Смотри! Там же на второй стороне - тоже икона». Вторая сторона была заделана шпаклевкой, икону сразу и не увидишь. Оказалось, что на второй стороне - изображение пророка Илии. Шпаклевка спасла изображение. Если бы ее не было, то оно от соприкосновения со стеной стерлось бы. Я отреставрировала обе стороны, и получилась двухсторонняя икона. Такие иконы использовались во время крестных ходов. Когда икона отправилась в свой родной храм, там для нее сделали специальный киот, чтобы к ней можно было подходить с двух сторон.

- Когда вы работаете с иконой, вы ощущаете свое соавторство?

- Нет. К реставрируемой иконе я отношусь как врач к пациенту. Пациент - не дитя врача, но он за него несет ответственность. Так же и при реставрации. Икона никогда не была твоей и не станет твоей, но ты несешь за нее ответственность.

- Чувствуете гордость за хорошо «вылеченного пациента»?

- Чаще кажется, что можно было «вылечить» лучше.

- Насколько влияет эта работа на собственное творчество?

- Это разные области. Даже если судить по работам тех, с кем училась, - все они реставрируют, сидят над иконами месяцами, но в живописи у всех свой стиль. Реставрация на их стиль не влияет. Единственное, что нас объединяет, так это то, что мы интроверты. Очень эмоциональному человеку заниматься такой работой тяжело. А вот что мы иногда заимствуем от изучаемых икон для своего творчества, так это технологические приемы.

- А ощущение времени? Вы чувствуете, что перед вами - история?

- Да, есть такое. По сравнению с ней - пусть иконе 50, 100, 150 лет - я маленькая песчинка. Она была 150 лет до меня и будет еще 150 лет после меня. Я - это мгновение. Вот едешь на автобусе, за окном мелькают люди. Вот так и я для иконы промелькнула, а она была и будет.

- Это подавляет или окрыляет?

- Окрыляет.

- Возможно, вы отдаетесь своей работе, а сопричастность вечному дарит песчинке ощущение вечности?

- Наверное. Это звучит романтично.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

Хронограф

Родился Брайль

Автор азбуки для слепых Луи Брайль родился 4 января 1809 года в семье ремесленника во французском городке Кувре. Когда ему было 3 года, мальчик поранил глаз шилом, инфекция перешла на другой глаз, и он ослеп. В 10 лет Луи отдали в Королевский институт для слепых детей... Читати статтю повністю

Борьба длиною в жизнь

Читати статтюСмертельный диагноз не помешал Хокингу стать одним из самых известных ученых

В двадцать один год ему поставили диагноз, который звучал как смертельный приговор. Врачи давали талантливому аспиранту Кембриджа не более двух-трех лет жизни.

С тех пор минуло уже полвека, а Стивен Хокинг... Читати статтю повністю