Ділова розмова

С проектами ВНИИАЭН - на Дальний Восток и в ногу с Европой!

Все-таки есть у рыночной экономики свои преимущества! Пока политики ломают копья вокруг таких жизненно важных для всех и каждого проблем, как «газовая» и «нефтяная», есть предприятия и организации, которые решают связанные с этим вопросы и задачи, как говорится, вплотную.

Испытания нефтяного магистрального насоса нового поколения, только что закончившиеся в испытательном центре Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института атомного и энергетического насосостроения ОАО «ВНИИАЭН», имеют все шансы стать событием года в отечественном насосостроении. Многим сумчанам, так или иначе имеющим отношение к предприятиям, проектирующим и изготавливающим насосы, безусловно, будет интересно, в чем же уникальность нового оборудования.

- В 2005 году Правительство Российской Федерации, - говорит Председатель правления - директор ОАО «ВНИИАЭН» Андрей КонстантиновиЧ Давиденко, - одобрило предложение ОАО «АК «Транснефть» о строительстве трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) с пропускной способностью 80 млн. тонн нефти в год и длиною около 5000 км - от Тайшета в Иркутской области до специализированного морского порта в бухте Козьмино в Приморском крае. Это позволит удовлетворить потребности Восточной Сибири и Дальнего Востока в энергетическом и нефтехимическом сырье, а также обеспечить крупномасштабные его поставки на быстроразвивающиеся рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Кстати, технологически новая система будет соединена с уже существующими магистральными трубопроводами «Транснефти», а значит, со временем станут возможными прямые поставки «черного золота» и в реверсивном направлении, то есть с восточносибирских месторождений через Украину в Европу.

Освоение новых месторождений Восточной Сибири ведется параллельно со строительством нефтепровода, но все же более медленными темпами. В связи с этим, а также значительной протяженностью трассы задействованы будут и трубопровод, и нефтеперекачивающие станции в несколько этапов, то есть с постепенным наращиванием пропускной способности и вводом дополнительных мощностей. Уникальность самого нефтепровода ВСТО предопределила уникальность и магистральных насосов, необходимых для его оснащения. Так, для привода всего лишь одного из них с напором 400 м при пропускной способности нефтепровода 12000 м3/ч требуется источник электроэнергии мощностью 14 МВт.

Два года назад наш институт совместно с ОАО «Сумский завод «Насосэнергомаш» участвовал в тендере на поставку партии магистральных насосов для первой очереди ВСТО. Велась жесткая конкурентная борьба. Заказчик отдал предпочтение предложению фирмы Sulzer (Швейцария). Чтобы выиграть тендер на поставку насосного оборудования для второй очереди строящегося нефтепровода, международная инвестиционно-промышленная группа «Гидравлические машины и системы», в состав которой входит и Сумский насосный завод, профинансировала проект по созданию опытного образца магистрального насоса нового поколения. После его изготовления на ОАО «Насосэнергомаш» первый этап цикла испытаний этого насоса и проводился во ВНИИАЭН...

Каковы же результаты испытаний? Межведомственная приемочная комиссия из 16 специалистов, в состав которой входили также главные механики и технологи ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Гипротрубопровод» (Москва), констатировала не только соответствие требуемым величинам показателей экономичности и надежности насоса НМ 10000/0,5-210-2, но и его превосходство по критериям всасывающей способности над насосом главного конкурента - фирмы Sulzer.

Кстати, среди членов комиссии был представитель заказчика, несколько месяцев назад принимавший участие в заводских приемочных испытаниях «швейцарца». Следовательно, имел возможность воочию сравнить достоинства обоих насосов-конкурентов.

Конечно же, испытаниям предшествовала напряженная работа, о сложностях и трудностях которой не понаслышке знает главный конструктор проекта ОАО «ВНИИАЭН» Александр НиколаевиЧ Перехрест:

- Для снижения затрат на строительство и эксплуатацию трубопровода его проектировщики из российского института ВНИИСТ приняли решение об уменьшении количества нефтеперекачивающих станций за счет двукратного увеличения напора магистральных насосов, а также повышения предельного рабочего давления всего нефтепровода с традиционных 64 до 100 атмосфер. Именно это наряду с желанием ОАО «АК «Транснефть» иметь новые насосы с минимальной стоимостью жизненного цикла, которые будут допускать эксплуатацию по «безлюдной» технологии, предопределило максимально высокий уровень требований к их техническим характеристикам. Фактически ни одна из ведущих в мире насосопроизводящих фирм в 2005 году готовых аналогичных насосов не имела. Их создание явилось серьезной научно-технической задачей...

Естественно, что решать ее пришлось прежде всего научно-исследовательским подразделениям ВНИИАЭН, которые курирует заместитель директора института Александр ВалерьевиЧ Елин:

- Среди первоочередных требований заказчика, из-за поэтапного наращивания мощностей нефтепровода, была и возможность обеспечения одним насосом различных производительностей (50, 100 и 120% от номинальной). Причем с минимальными потерями экономичности. Для этого был избран в чем-то традиционный, а в чем-то новый для отечественного насосостроения путь. А именно - комплектация одного корпуса магистрального насоса различными «сердцами», то есть сменными роторами и направляющими аппаратами. Специалисты научно-исследовательского отдела проточных частей ВНИИАЭН спроектировали несколько вариантов рабочих колес и направляющих аппаратов для каждой из трех производительностей.

Из-за сжатых сроков и необходимости минимизации расходов на создание новой техники было принято решение отказаться от длительного и затратного способа выбора наилучших вариантов путем физического эксперимента на модели. Применили новый, комбинированный метод отбора. В чем его суть? Вначале на базе одной из спроектированных проточных частей проводится численный эксперимент с использованием лицензионного программного продукта в области вычислительной гидродинамики Ansys CFX, которым располагает инвестор проекта. На втором этапе в составе головного образца насоса с данной проточной частью выполняется физический эксперимент. В случае адекватности полученных результатов численного и физического эксперимента на третьем этапе путем численного эксперимента проводится выбор оптимального варианта проточной части для каждой из подач. Следует отметить и большой объем исследовательских работ с использованием современных программных продуктов, выполненных отделом прочности ВНИИАЭН для обеспечения в созданном насосе требуемых показателей прочности и герметичности его разъема...

Каким бы значительным ни было то или иное событие в жизни одного человека или целого коллектива, время не останавливается, выдвигая новые задачи, рождая новые проблемы. Что же на повестке завтрашнего дня у сумских насосников?

В ближайший период - испытания крупной партии насосов для обустройства Ванкорского нефтяного месторождения на полуострове Таймыр в Красноярском крае, которое осваивает компания «Роснефть». Углеводородное сырье из него пойдет во все тот же трубопровод ВСТО. Кроме этого, на очереди изготовление и испытания вертикальных подпорных магистральных насосов нового поколения для предприятия «Балтнефтепровод», создание широкой гаммы насосов для 2-го блока Ростовской АЭС...

Все это внушает оптимизм и вызывает искреннее уважение. Ведь не так уж много сегодня в Сумах предприятий, которые постоянно и в больших объемах экспортируют наукоемкую продукцию, принося немалые средства в казну городского и общегосударственного бюджета.


п»ї