День победы

Мосты и реки комбата Полякова

О большой жизни и огромных заслугах нашего земляка - Героя Советского Союза

Жизнь прожить - не реку переплыть. У кого-то река Жизни бурная и стремительная, у кого-то - тихая и размеренная, у кого-то - продолжительная, у кого-то - короткая.

Не один мост приходится построить, не одну переправу проложить. А у комбата Леонида Евдокимовича Полякова таких мостов и переправ было немало - как в прямом, так и в переносном смысле...

Изредка, оценивая поступки человека, мы говорим: «сработали гены» или «рабочая кровь течет в жилах». И эти фразы - не пустой звук. Наиболее квалифицированные специалисты зачастую - продолжатели дела отцов. То же можно сказать о семье Леонида Полякова. Отец, Евдоким Данилович, работал слесарем-ремонтником, потом механиком на суконной фабрике в Сумах, сын - Олег Леонидович был инженером-конструктором на Сумском машиностроительном заводе им.М.В.Фрунзе, внук, Леонид Олегович, окончил Сумской политехнический институт, как и его отец.

Что же касается предков жены Леонида Евдокимовича, то и они были не промах. Глубоко профессиональные инженерные проекты рождались в голове специалиста Бельгийского акционерного общества «Сумские машиностроительные мастерские», бывшего управляющего имением Линтваревых в с.Глыбное Краснопольского района, а позже директора Лебединского техучилища Кузьмы Ивановича Воронова. А первым плацдармом, который довелось ему штурмовать, была кроткая и глубоко верующая невеста Анна Ивановна. Галантный кавалер, получивший образование в Питере, долго ее добивался. Кто знает, как сложилась бы судьба будущих супругов Вороновых, если бы Анну, давшую зарок Богу по выздоровлении матери уйти в монастырь, не уговорил выйти за Кузьму местный священник.

Пришвартовался...

Леонид Поляков родился 14 (27) ноября 1909 г. в с.Скляровка Сумского района. Окончив семь классов, работал каменщиком, а затем техником, одновременно учился на рабфаке. На Сумской машиностроительный завод попал в 1928 г., пробовал свои силы маляром, бетонщиком. Поступил в Харьковский строительный институт, а поскольку на флоте не хватало военных инженеров - был направлен во Владивостокское морское училище. Трудился на Русском острове.

Возвратившись, поработал в Сумском лесхозе и вновь продолжил учебу в Харьковском строительном институте. После его успешного окончания вернулся на завод им.Фрунзе. Работал планировщиком в отделе СКБ, потом мастером. Еще в студенческие годы повстречал свою Юлию, женился 7 ноября 1937 года.

В январе 1940 г. Леонид Поляков был призван на финский фронт, а поскольку война там уже заканчивалась, его направили в Мариуполь помощником начштаба 515-го стрелкового полка. В начале 1941-го полк был отправлен в Святогорские лагеря в районе Славянска, а в конце мая пешим ходом к западной границе. Полякова и часть хозяйственников по тылу оставили в лагере для формирования 789-го стрелкового полка 27-й стрелковой дивизии.

По рекам Украины и Беларуси

О начале войны Леонид узнал, прибыв на станцию Минск. В первые дни войны через Богуслав добирался до Белой Церкви, едва не попал в плен и в одном из боев был ранен. Около двух месяцев лечился в госпитале в Ашхабаде, куда эвакуировалась его семья.

В январе 1942-го был направлен в резерв запаса 13-й стрелковой дивизии, потом - на курсы «Выстрела» в Москву. Преподавал в Калиновицком военном пехотном училище, а в начале 1943-го был направлен в 342-й гвардейский стрелковый полк. В составе 2-го стрелкового батальона

12-й гвардейской стрелковой дивизии батальон первым принял бой под Мценском. В районе Суража форсировали Припять.

Когда вели бои в Беларуси, дивизии было присвоено звание 121-й гвардейской Гомельской, а Поляков возглавил 2-й батальон 343-го стрелкового полка.

Под местечком Броды был контужен, около двух месяцев лечился в госпитале в Дубно, после чего направлен в резерв офицерского состава 13-й армии. Командовал батальоном 388-го стрелкового Сандомирского ордена Богдана Хмельницкого полка 172-й стрелковой Павлоградской Краснознаменной ордена Суворова дивизии.

Висло-Одерская переправа

В январе 1945-го войска Первого Украинского фронта перешли в наступление между Вислой и Одером. Перед батальоном Полякова стояла задача: внезапной атакой захватить мост через реку Одер. Фашисты понимали, что потеря моста означает и потерю возможностей для отхода их войск на левый берег реки. Гвардии майор Поляков решил захватить мост ночью. Противник не надеялся на такую внезапность и был вынужден сдать занятые позиции. 388-й гвардейский стрелковый полк переправился через мост и закрепился на захваченном плацдарме.

Два дня мост находился в руках Красной Армии. А потом случилось непредвиденное. Фашистские диверсанты подорвали мост. Противник заставил советские войска отступить. Безрезультатные попытки вновь форсировать Одер обернулись большими человеческими потерями. И вот тогда инженер-строитель по образованию Леонид Поляков предложил командиру дивизии организовать переправу батальона с помощью троса

Он же выбрал и место для форсирования: за полтора-два километра от разрушенного моста, где у противника была слабая оборона. Двое суток готовилась переправа, ночью, при сильном течении и льдинах. Благодаря этим «поляковским» переправам удалось не только форсировать Одер, но и заставить противника оставить оборонные рубежи. Основные силы 172-й стрелковой дивизии вместе с танкистами 3-й танковой армии под командованием генерала Рыбалко выбили врага с занятых позиций и пошли на запад.

За смекалку при форсировании Одера и удержание плацдарма Л.Поляков был удостоен звания Героя Советского Союза. Но об этом он узнал уже позже, в госпитале Ченстахова, куда попал после тяжелого ранения в голову и контузии. Поскольку не сразу пришел в сознание, был записан майором 121-й гвардейской дивизии Люсиным. И только благодаря ординарцу 3-го батальона этого же полка Г.Кириллова, у которого находились наградные документы Л.Е.Полякова, удалось восстановить имя героя-комбата. Через полгода он вернулся в свою часть.

Почетный машиностроитель

В январе 1946-го был демобилизован. Долго работал на машиностроительном заводе в Сумах главным инженером - инспектором по строительству. Был награжден орденами Ленина, Золотой Звезды, Александра Невского, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет Вооруженных Сил СССР». Отмечен почетными грамотами исполкома Сумского горсовета за строительство ТЭЦ, его имя занесено в Книгу почета машиностроительного завода им.М.В.Фрунзе.

Воспитал вместе с женой сына Олега и внуков Леонида и Евгения. Леонид Евдокимович умер в 2003 году, похоронен на Центральном кладбище в Сумах. На ул.Героев Сталинграда среди 39 портретов Героев Советского Союза, представленных на аллее Славы, есть и его портрет.

Сегодня в квартире Поляковых на Огарева радушно встречают гостей. Поражают взгляд огромные, до самого потолка, стеллажи с книгами, которые много лет собирал Олег Леонидович. Семейные альбомы бережно хранят память нескольких поколений рода. Есть среди фото и уникальные, дореволюционные.

Внук славного комбата с гордостью носит его имя. И, наверное, тоже в сложной ситуации сумеет, как и его дед, преодолеть множество житейских мостов и переправ.

Надежда Подоляка


п»ї
Читайте у цій рубриці

Судьба, опаленная войной

О любимом деде Василии Седом: оккупация, работа в Германии, инженерные войска в Японии - и непростая мирная жизнь

Все началось в предпасхальные дни, когда кто-то из родственников, приехавших из разных уголков бывшего Союза и собирающихся посетить сельское кладбище, вспомнил его имя.... Читати статтю повністю