Між минулим і майбутнім

Памятный пикник на Псле

О единственном приезде Тараса Шевченко на Слобожанщину

В наЧале лета 1859 г. (5-6 (?) - 9 июня по старому стилю) Великий Кобзарь провел несколько дней в долине Псла - Лебедине, с.Лифино (хутор Лихвин, Лихвен), с.Староново (хутор Нови).

В историческом центре Слободской Украины - Харькове - стоит лучший в мире памятник Тарасу Шевченко (1935 г., ск. М.Г.Манизер), а на Сумщине находится тот единственный уголок Слобожанщины, где он побывал. Сумщина вообще была первой украинской землей, на которую Шевченко ступил после возвращения из десятилетней ссылки. Этому, как оказалось, последнему свиданию с родиной предшествовали хлопоты по оформлению разрешения на поездку. В ту пору лошадей на почтовых станциях предоставляли исключительно по предъявлению подорожной, получить которую можно было на основе «свидетельства от полиции к свободному выезду». В отношении находившегося под надзором Т.Шевченко оно последовало с проволочкой. Соответствующее прошение в Академию художеств об отпуске с выездом в родные края он подал еще 5 мая, а «свидетельство на свободный проезд в губернии Киевскую, Черниговскую и Полтавскую» получил у обер-полицмейстера Петербурга графа П.А.Шувалова только 25 мая 1859 г. Решающую роль в его предоставлении сыграл известный художник, вице-президент Академии художеств граф Ф.П.Толстой, который и раньше проявлял внимание к судьбе поэта-художника, ходатайствуя о его освобождении из ссылки рядовым в Оренбургский отдельный корпус по делу о Кирилло-Мефодиевском братстве, а затем о разрешении ему въезда в Петербург. И хотя 13 мая 1859 г. Александром II был подписан указ об отставке самого Толстого, он довел хлопотное дело с отпуском Шевченко в Украину до положительного разрешения.

«По дорогам натуральным»

Между Петербургом и Москвой тогда ежедневно ходили два поезда - почтовый и пассажирский, так что первую часть пути в Украину поэт проделал без хлопот. А вот дальнейший путь - в почтовых экипажах - сулил затруднения из-за всегдашнего русского бича - бездорожья. «По дорогам шоссейным, хорошо содержимым, лошадь может сделать два оборота в день, - говорится в одной из тогдашних докладных записок, приводящейся в «Хронике последней поездки Тараса Шевченко на Украину» П.Жура, - но по дорогам натуральным, особенно весною, осенью и в дождливое время, лошадь почтовая не в силах без изнурения сделать более одного оборота; а потому две трети из поступающих требований остаются неудовлетворенными, и проезжие ожидают по полу- и даже по целым суткам лошадей, теряя время и издерживаясь на прожитие и на наем лошадей за двойные и тройные прогоны».

Находясь в стесненных материальных обстоятельствах, Тарас Шевченко вынужден был приискать попутчика: путешествия вдвоем обходились дешевле. По счастью, попутчиков оказалось даже двое. Это был Александр Дмитриевич Крылов и Дмитрий Александрович Хрущов, с которыми поэта познакомил его приятель со времени пребывания в Петербурге до ссылки Иван Львович Дзюбин. Все трое знали друг друга с юности по Харьковскому университету, где учились. Генерал-

майор Крылов служил в то время в канцелярии военного министерства, а Хрущов весной 1859 г. оказался в Петербурге в составе членов Харьковского губернского комитета, представлявших правительству разработанное комитетом «положение об улучшении быта помещичьих крестьян». Крылов и Хрущов выехали из столицы на пару дней раньше Шевченко и по уговору с ним поджидали его в Москве. Втроем ехали из первопрестольной до Тулы. Генеральский чин Крылова и депутатская подорожная Хрущова обеспечивали предоставление почтовых лошадей вне очереди. В городе русских оружейников и самоваров попутчики расстались - Шевченко и Хрущов вдвоем продолжили путь до Орла.

У верного друга

Сюда в марте 1859 г., всего за два месяца до приезда Тараса Шевченко прибыл из Петербурга на службу управляющим в удельную контору (ведавшую на местном уровне так называемыми удельными крестьянами, землями и имуществом, принадлежавшими императорской фамилии) Федор Матвеевич Лазаревский. Это был верный друг поэта еще с оренбургских времен, один из шести братьев, которых Шевченко называл «замечательной редкостью».

Их родовое имение находилось в с.Шевченково (Гирявка) Конотопского района. Гирявский житель по фамилии Нерода, родственник Лазаревских, взятый Федором Матвеевичем с собой в качестве писаря, рассказывал позднее, что поэт, приехав в Орел и войдя в еще необжитую квартиру Лазаревского, сразу же раскрыл окна и стал громко петь украинские народные песни, а прохожие, число которых все увеличивалось, с удовольствием слушали.

Из Орла до Украины ехали через Кромы, Фатеж, Курск, Суджу, неподалеку от которой проходила граница Курской и Харьковской губерний. Став от Тулы единственным попутчиком Шевченко, Хрущов сумел уговорить поэта заехать к нему в имение, находившееся на хуторе Лихвин Лебединского уезда.

Сумы и Лебедин времен Шевченко

На основе косвенных данных исследователи жизни и творчества Кобзаря пришли к выводу, что через Сумы Тарас Шевченко проехал 5 или 6 июня 1859 г.

Характеризуя город того времени, следует отметить, что в нем проживало 12 тысяч человек. Расположившись на правом высоком берегу Псла, он делился на пять частей: Городскую, Перекопскую, Засумскую, Холодногорскую, Новоместенскую. Здесь насчитывалось около ста каменных и свыше двух тысяч деревянных домов.

В портняжном, сапожном и некоторых других производствах ведущая роль принадлежала ремесленникам, которые в 1858 г. содержали в городе 194 мастерские. Как раз в 1859 г. на хуторе Чехов, в районе озера Чеха, из экологических соображений подальше от жилья, городская дума дала предпринимателю Розенквисту разрешение на открытие первого в истории Сум металлообрабатывающего завода. Кроме него, по состоянию на 1864 г., здесь действовали 40 небольших предприятий; среди них три салотопенных, два свечкосальных, семнадцать маслобойных, три кирпичных, двенадцать гончарных, пивоваренный и два экипажных завода.

Въезжая в город по старой Суджанской (ныне Горького) улице, поэт-художник залюбовался ансамблем из компактно расположенных на Сумином городище храмов: Спасо-Преображенского собора и четырех церквей - Воскресенской, Николаевской, Покровской, Введенской. Это были памятники архитектуры XVIII - первой четверти XIX ст. Все церкви города, включая несколько отдаленные от центра - Ильинскую, Троицкую, Рождества Богородицы, Петропавловскую - в середине XIX ст. были уже каменными.

В сфере образования в 1864 г. в Сумах работали уездное, приходское и общественное женское училища, частный пансион для девочек и две приватных школы.

Крутую обрывистую гору у Псла на южной сумской околице со стороны Лебедина издавна называли Стенкой. В «Полном издании сочинений Т.Г.Шевченко» (Львов, 1935 г.) содержится указание на то, что под Сумами он исполнил одноименный рисунок, входивший в альбом 1858-1859 гг. Подтверждений этому, к сожалению, нет: в распоряжении шевченковедов на сегодня имеется лишь одна работа под названием «Стенка», но она помечена 1845 г., когда Кобзарь в Сумах не был.

В день проезда через Сумы Хрущов и его гость прибыли сначала в Лебедин, а затем в Лифино. Уступая Сумам пару тысяч в количестве населения, Лебедин стоял вровень с ними по числу деревянных домов. Но вот каменных строений в нем насчитывалось тогда всего пять.

По состоянию на 1862 г. в городе работали красильный, пивоваренный и три салотопенных завода. Жители в основном занимались сельским хозяйством и торговлей. Из ремесел славилось шитье плахт, вязание из шерсти цветных поясов. Последние массово возили на ярмарки в Москву и Нижний Новгород, не говоря уже о местных.

Архитектурной доминантой Лебедина был прочный и обширный белокаменный Успенский собор, построенный в конце XVIII ст. Из церквей каменными в середине XIX в. были только две - Троицкая и Вознесенская, остальные шесть (Воскресенская, Николаевская, Трехсвятительская, Георгиевская, Мироносицкая, Покровская) представляли собой прекрасные образцы украинского деревянного зодчества.

Детей в Лебедине в 1863 г. обучали в уездном училище, четырех приходских, а также частных школах. На пару лет раньше, чем в Сумах, - в 1858 г. - здесь была открыта публичная библиотека.

«Варенушники»

6 июня 1859 г., не дав гостю как следует осмотреться, радушный хозяин вывез его на пикник к своему хутору Нови Лебединского уезда, раскинувшемуся вблизи Псла. Были приглашены лебединские почитатели поэта, знавшие его имя с 1840-х годов, когда в крае распространялись офорты «Живописной Украины», издававшиеся Шевченко.

На не дошедшей до нас картине «Пикник» художник-любитель Отто Максимович Цеге фон Мантейфель, в свое время посещавший рисовальные классы Академии художеств, а в пору, о которой идет речь, возможно, служивший в расквартированном в Лебедине Вознесенском уланском полку, изобразил своеобразный групповой портрет лебединских знакомых поэта. Среди них был сам художник, Максим и Алексей Залесские - местный священник и «жительствующий в г.Лебедине титулярный советник», Филипп Михайлович Одарченко - врач, закончивший Харьковский университет и др.

Залесские искусно готовили варенуху - водку, сваренную с медом и различными специями. В качестве основной закуски на костре была приготовлена каша. Наловили в Псле рыбы (Шевченко был страстным рыболовом), сварили уху. До самого рассвета над сонной рекой звенела гитара маститого гитариста Алексея Залесского, звучали песни и веселый гомон «варенушников».

Свой офорт, исполненный по картине И.И.Соколова «Приятели» и принесший автору звание гравера-академика, Тарас Шевченко преподнес тогда двум лицам. Приводим авторские дарственные надписи: первая - «Варенушному архимайстрові А.М.Залескому на пам(ять) 6 іюня 1859 на Нови Т.Шевченко», вторая - «Наталіи Александровни Хрущовой на память 8 іюня 1859 Т.Шевченко».

Последняя дарственная надпись в точности повторена художником на его офорте по картине М.И.Лебедева «Вечер в Альбано вблизи Рима». Еще один офорт, исполненный по собственному рисунку сепией «Мангишлацкий сад» с надписью: «Натальи Александровни Хрущовой 1859 24 сентября Т.Шевченко» будет прислан автором в Лифино как явное свидетельство его симпатии к адресату.

Хозяйка Лифино

Н.А.Хрущова, урожденная Сомова, генеральская дочь, принесла Лифино с 348 крепостными в приданое своему мужу - помещику соседнего Сумского уезда, владевшему там 734 душами.

В пору приезда Кобзаря Хрущовы еще молоды: ему - 34 года, она - младше на пять лет. По свидетельству современников, Наталья Александровна «очаровывала всех, кто ее знал, своей красотой, а еще более умом, культурностью, глубоким интересом к поэзии и политике». В Петербурге Хрущова свела знакомство с И.С.Тургеневым, А.Н.Плещеевым, Я.П.Полонским и якобы сама просила мужа пригласить к ним в имение Т.Г.Шевченко.

Она уважала его «как страдальца и талант». Ей хотелось о многом с ним говорить, но заинтересовать поэта неторопливой беседой в гостиной было трудно. Он быстро переходил от одной темы к другой. Даже разговоры о литературе и писание в альбом стихов не занимали его надолго. И хотя гость к хозяйке был сердечно расположен, переписал ей в альбом свое знаменитое стихотворение «Садок вишневий коло хати», она не могла не отметить в нем тяготения к общению с простым сельским людом, его пребывания с удовольствием в людской, со слугами и лакеями.

Живописная красота

До посещения Лифино поэт повидал немало «дворянских гнезд». У Хрущовых особенно восхищал любовно взлелеянный сад «на четырех прудах, среди гор, покрытых вековыми дубами... с теплицами, грунтовыми сараями и молодою плодовою плантациею, почти в полторы тысячи пней». Как раз весной 1859 года о нем рассказали своим читателям «Харьковские губернские ведомости».

Не укрывшаяся от наблюдательного художника живописная красота этого уголка Слобожанщины запечатлена им в двух рисунках тушью с авторской надписью: «В Лихвени», а также в карандашном этюде «Дуб». Эти работы входили в уже упомянутый альбом Шевченко 1858-1859 гг.

За прошедшие с момента приезда Кобзаря полтораста лет местные предания прочно связали с его именем некоторые происходящие из Лебедина живописные работы. Это, в частности, хранящиеся ныне в государственном музее Т.Г.Шевченко в Киеве портреты, на которых якобы изображены крепостной садовник Хрущовых Н.И.Денисенко и его жена М.П.Приймакова. Проведенные учеными тщательные исследования ныне позволяют

утверждать, что данные произведения не принадлежат кисти Шевченко.

Приписываемые ему местной традицией портрет Н.А.Хрущовой и три небольшие картины масляными красками - «Кучка крестьян возле притухшего костра», «Наймичка, зашивающая на себе подол порванной сорочки», «Пастушок» - до нас не дошли и не могут быть подвергнуты искусствоведческой экспертизе. Авторство Кобзаря в данном случае отвергается специалистами на том основании, что такое количество произведений просто невозможно было исполнить за 4-5 дней пребывания.

Тем более не забудем, что в это время Тарас Шевченко отвлекался и на поэтическое творчество. 7 июня 1859 года, любуясь из окон простой сельской хаты, где по его просьбе хозяева поселили гостя, белым от цветов склоном, поэт сочинял свое стихотворение «Ой, по горі ромен цвіте». В нем он выразил свои чаяния семейного счастья, испытать которое ему не судилось.

Как ни хорошо было Шевченко среди лебединских почитателей, он вынужден был собираться в дорогу. Ведь подорожная в Украину был выдана сроком всего на пять месяцев, а так много хотелось успеть, со столькими людьми повстречаться. Не позднее 9 июня 1859 г. поэт навсегда покинул Слобожанщину.

Виктор Комаров


п»ї