Долі

Три грани сумчанки из Италии

Как Валентина Шевченко снималась в «Страстях Христовых» Мела Гибсона

В одном из зеленых скверов Сум я сидела на лавочке и с неподдельным интересом слушала свою собеседницу - Валентину Шевченко. По-европейски одетая женщина с несумской улыбкой с первого взгляда расположила к себе.

От нее исходила радость восприятия мира, и это восхищало. Наверное, именно в умении радоваться жизни и в благодарности Создателю за каждый прожитый день состоит разгадка ее молодости: Валентина выглядит лет на 20 моложе своего паспортного возраста. Яркая, наполненная неординарными событиями жизнь - тоже тому подтверждение. Но больше всего восхитила ее способность начинать свою жизнь с нуля. И не один раз. «Жизнь прекрасна, но очень коротка, так важно постараться увидеть не одну, а хотя бы несколько ее граней!» - говорит Валентина.

Академик Дерябин,или Грань первая

Окончив институт и создав семью, Валентина даже не подозревала, что в один прекрасный момент все изменится. В 1991 году в Сумы с лекциями приехал Александр Савелов-Дерябин, ныне академик РАЕН, чтобы рассказать об уникальных разработках в области систем питания своего учителя Виталия Караваева, о препарате «Виватон» и многом другом. «Это сегодня, - говорит Валентина, - Украина и страны СНГ наводнены новомодными диетическими программами, десятками методик нетрадиционной медицины! А в далеких 1990-х эти знания были для нас революцией». Одни из первых пропагандистов натурального питания призывали обходиться минимумом соли, заменить сахар медом, снизить потребление картошки, в которой содержится вредный крахмал. Отказаться от дрожжевого хлеба, мяса и налегать на фрукты и овощи - выращенные на той земле, где живешь, а не привезенные из дальних стран в недозрелом состоянии и обработанные химикатами. О правильном дыхании, траволечении. Сегодня идеи Савелова-Дерябина и Караваева имеют как своих сторонников, так и противников, но в 1990-х Валентина прониклась ими настолько, что стала одной из первых в Сумах женщин-предпринимателей, открыв частное предприятие по оказанию медицинских услуг. Насколько это было сложно в рухнувшей стране Советов, может понять только тот, кто рискнул тогда организовать что-то подобное. Занимала много времени и общественная жизнь в неполитической организации «Союз женщин Украины».

Мел Гибсон, или Грань вторая

В 1995 году задушенное налогами и тяжелой инфляцией малое частное предприятие прекратило свое существование. Валентина волею судьбы оказалась в Италии, где рассчитывала только погостить, но осталась на 17 лет. Пришлось снова начинать жизнь с нуля. Что ожидает эмигрантов среднего возраста, решивших подзаработать в Европе? Только физически тяжелый и плохо оплачиваемый труд: уход за пожилыми людьми, работа уборщиц, изматывающий фабричный конвейер. Но Валентине, к счастью, удалось выстроить свою жизнь иначе - получить образование в Италии и даже войти в историю кинематографа. Она устроилась работать на всемирно известную итальянскую киностудию «Чинечитта» статистом - снималась в кинолентах в массовке.

Первые полгода непросто было «русской бизнес-вумен» выполнять все указания режиссеров, подстраиваться под взрывной итальянский темперамент, сниматься во множестве дублей одной и той же сцены в невыносимую жару. Но со временем сложности были преодолены, и то, что сумчанка не пошла на попятную, вернулось ей сторицей. На киностудии ей могла встретиться постаревшая, но все еще привлекательная Мишель Мерсье - легендарная Анжелика, а в массовках, когда везло, можно было сняться в фильмах с участием таких звезд, как Пенелопа Крус, Микеле Плачидо, Джулия Робертс. Но кто бы мог подумать, что она не только своими глазами увидит своего самого любимого актера, но и будет работать под его руководством! Оказалось, Мел Гибсон - это не просто человек. Это некий сгусток энергии (куда до этого ирландца итальянцам!), который завораживал буквально с полуслова, полувзгляда и полупрыжка. Гибсон-режиссер не мог усидеть в режиссерском кресле, он постоянно вскакивал, глотал какую-то жидкость из поясной фляги и, подлетая к актерам или съемочной группе, что-то рассказывал, мастерски показывал и добивался-таки нужного результата. В 2003-2004 гг. на этой киностудии снимались нашумевшие «Страсти Христовы» - фильм Мела Гибсона о последних двенадцати часах жизни Иисуса Христа. Эти съемки Валентина Алексеевна не забудет никогда. 400-600 человек, участвующих в массовых сценах, - уже зрелище!.. К тому же 70 евро за 10 часов работы (американцам - чуть больше) и бесплатное питание (хоть мясное, хоть вегетарианское) - тоже очень хорошо!

В костюмерной им выдали длиннющие хитоны, в которых было трудно передвигаться. Но менять одежду невозможно: ведь это исторически точные костюмы, изготовленные вручную по эскизам самого Маурицио Милленотти (художник, в свое время работавший с Феллини, Дзеффирелли и другими гениями кино)! Фильм запомнился обилием ночных съемок. Да и дневные натурные съемки в уникальном городе Матера на юге Италии были фантастическими. Город, расположенный меж двух морей - Ионического и Тирренского, - неслучайно был выбран Гибсоном: во-первых, действительно напоминает Иерусалим, во-вторых, давно признан самым древним городом в мире, ведь человек здесь живет со времен палеолита, то есть более двух миллионов лет! Дома в скалах, словно прилепленные один к одному, и 120 скальных церквей с византийскими фресками впечатлили всех. Но вернемся к фильму.

В массовку выбирали девушек и женщин, не пользующихся косметикой, с не выщипанными бровями. Более того: дабы соблюсти реалии дохристианского времени, предпочтение отдавали статистам с явными физическими недостатками - особенно отбирали горбатых, с огромными родинками на лице и т.д. Главного актера Джеймса Кейвизела, дабы сцены с истязанием и кровопотерями выглядели натурально, голливудские мэтры ежедневно гримировали в течение семи часов! Тело несчастного актера от многослойного грима покрылось волдырями. Когда снимали сцены избиения - ему вывихнули плечо, были порезы, раны. За это выплатили страховку. А крест, который Кейвизел нес на Голгофу, отнюдь не был бутафорским - по замыслу режиссера актер нес крест весом около 70 килограммов. «Если бы я не прошел через все это, страдание на экране никогда не было бы подлинным», - сказал как-то Кейвизел. Валентина помнит, как ее пробирала дрожь, когда толпа в 600 человек кричала на арамейском: «Распни его!» Это был один из самых пронзительных моментов. По словам Валентины Алексеевны, в западной Европе и Америке «Страсти Христовы» стали культовым фильмом. В Украине и России была несколько другая реакция. Так или иначе, вместе с другими экранизациями евангелического сюжета фильм вошел в историю кинематографа. А колоссальный сбор - несколько сотен миллионов долларов - Мел Гибсон отдал на нужды церкви.

Массаж, или Третья грань

Когда-то в Москве Валентина окончила специальные курсы массажистов, но работать в Италии в достойном заведении без итальянского документа просто невозможно. Долгих четыре года постигала она науку массажа в академии Cranio-sacrale в городе Триесте. И хотя ей настойчиво внушали, что экзамен она не сдаст, а только зря потратит немалые деньги, и эту высоту она взяла! Не случайно, предложив свои услуги уникальному SPA-центру знаменитого отеля Grand Hotel Bagni Nuovi в Бормио, она была принята на работу. Этот роскошный отель в венецианском стиле, основанный в 1836 году в горнолыжной зоне на севере Италии, приютил сумчанку на несколько лет. Занятно: многие состоятельные итальянцы и англичане, вопреки расхожему мнению, массажем не увлекаются. Многие воспользовались услугами массажиста в первый раз в 60 лет! В то время как отдыхающие здесь молодые русские массаж обожают и заказывают его постоянно, даже пятилетним детям.

17 лет вдали от родного дома - это непросто. Но Валентина Шевченко не забыла родной язык и, несмотря на разительные перемены в отечестве, верит, что темная полоса для Украины скоро закончится. Она желает всем научиться радоваться тому, что имеем, и во всем полагаться на Божью милость - этот жизненный принцип никогда ее не подводил и всегда помогал безбоязненно начинать жизнь сначала.

Юлия Лесина


п»ї
Читайте у цій рубриці

эта неделЯ в истории

«Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете./ Мы все уже на берегу морском,/ И я из тех, кто выбирает сети,/ Когда идет бессмертье косяком...» Поэт всегда прав: пока мы всё помним - все живы. На этой неделе началась война.

20 июня. Всемирный день беженцев

1867 (145 лет) - Американский... Читати статтю повністю

Аленушке нужна ваша помощь!

Читати статтюОднажды мы уже обращались к вам с просьбой о помощи нашей трехлетней доченьке Аленке Ушаковой, которая болеет тяжелой формой ДЦП, чтобы она смогла пройти 3-месячный курс реабилитации в Китае.

Хочу поблагодарить всех, кто помог нам осуществить первый курс реабилитации. Мы видим заметные... Читати статтю повністю

Сумы в 41-м: жаркое лето, жестокая осень

Читати статтюНаверное, не найти коренного сумчанина старше 1935 года рождения, не запомнившего на всю оставшуюся жизнь день 22 июня 1941 года.

Воскресный день был жарким, к обеду небо затянуло тучами, прошел небольшой дождик - и снова прояснилось. В 8.40 по городскому радио транслировали речь... Читати статтю повністю

«Пять девчат... пять девочек было всего!»

Читати статтюРовно 40 лет назад вышел фильм «А зори здесь тихие». Шел 1972-й, еще не было песни «День Победы» и до «17 мгновений весны» оставался целый год...

Фильм о пяти девушках на войне, снятый по коротенькой, как и жизни героинь, повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» ошеломил... Читати статтю повністю

Штрихи к портрету юбиляра

Сумские хореографы Ирина и Станислав Тригубы не нуждаются в особом представлении. Создателей и бессменных руководителей детского ансамбля «Радость» и студенческого хореографического коллектива «Вдохновение» хорошо знают не только в Сумах и в Украине.

«Радости», через которую за... Читати статтю повністю