Люди

Первая леди Атлантики

Кругосветный перелет 1937 года оказался для Амелии Эрхарт последним

АмелиЯ Эрхарт была первой женщиной-пилотом, перелетевшей Атлантический океан. А также выдающимся авиатором, поставившим несколько мировых рекордов, оратором, журналисткой, писательницей, популяризатором авиации. До сих пор остается загадкой причина ее гибели: в 1937 г. самолет Амелии бесследно исчез над Тихим океаном...

Полная свобода

Родилась Амелия 24 июля 1897 г. в маленьком городке Атчисон, штат Канзас, в семье адвоката Эдвина Эрхарта и дочери местного судьи Эми. Амелия была старше своей сестры Мьюриэл на два с половиной года. С ранних лет сестры пользовались необычайной для того времени свободой выбора интересов, друзей и развлечений. А потому, кроме традиционных девичьих игр и занятий, Амелия метко стреляла из подаренной отцом винтовки 22-го калибра, была отличной наездницей, прекрасно плавала и играла в теннис.

Читать Амелия научилась в четыре года. Особенно ей нравились книги о великих открытиях и приключениях. Ее отметки в школе почти всегда были отличными - особенно по естественным наукам, истории и географии. Амелию считали развитой не по годам, но при этом выдумщицей и сорвиголовой, способной на самые невероятные затеи. Отец Амелии успешно вел дела в интересах железнодорожной компании. Из-за специфики его работы семье часто приходилось путешествовать. Со временем финансовое положение семьи стало ухудшаться: отец начал сильно пить и в итоге потерял работу. Скоро семье пришлось познать настоящую бедность, когда платья подрастающим дочерям шили из старых оконных занавесок. Не выдержав такой жизни, Эми в 1914 г. переезжает с дочерьми к родственникам в Чикаго. После школы Амелия поступает в женский элитный колледж в Пенсильвании, для чего ее мать потратила деньги, полученные ею в наследство.

Приехав в 1917 г. на рождественские каникулы к сестре в Торонто, Амелия увидела на улице раненых солдат, прибывших с фронтов Первой мировой войны. Впечатление было столь сильным, что вместо возвращения в колледж Амелия записывается на ускоренные медицинские курсы и идет работать помощницей медсестры в военный госпиталь.

Очарованная небом

Недалеко от госпиталя находился военный аэродром. Посетив несколько аэрошоу, Амелия впервые почувствовала притяжение неба.

Когда война закончилась, Амелия поступила в Колумбийский университет, где изучала биологию, физику, химию и медицину, а также французскую классическую литературу (к тому времени она уже знала четыре иностранных языка).

В 1920 г. ее родители помирились, и семья переехала в Лос-Анджелес. Через год Амелия начала брать уроки летного мастерства. Ее первым инструктором была Анита Снук - одна из немногих женщин-летчиц. Ее уроки стоили недешево, и, чтобы оплатить обучение, Амелия играла на банджо и пианино в мюзик-холле, работала фотографом, кинооператором, учительницей, секретаршей, телефонисткой, автомехаником и даже водителем грузовика. Анита отмечала незаурядные способности своей ученицы, но в то же время опасалась ее авантюризма. Несколько раз ей приходилось брать управление самолетом на себя, когда Амелия пыталась пролететь под линией электропередач, заходя на посадку.

Вскоре Амелия была помолвлена с молодым инженером-химиком Сэмом Чэпменом. Сэм был сторонником традиционного брака, в котором жена должна заниматься домом и вести хозяйство. Амелии же хотелось сделать карьеру в какой-нибудь технической профессии. Эти разногласия оказались непреодолимым препятствием для брака, и помолвка была расторгнута.

Первые полеты

Летом 1921 г. Амелия купила небольшой биплан «Киннер Эйрстер», после чего все свободное время проводила в воздухе, осваивая искусство воздушной акробатики. Результаты последовали быстро. В 1922 г. она установила свой первый мировой рекорд, поднявшись на высоту 14000 футов (4,27 км) - выше, чем это удавалось до сих пор любой женщине-пилоту. Вскоре последовали новые достижения. Интерес публики к авиации в те годы был огромен, и на аэродромах Калифорнии часто проводились авиашоу с имитацией воздушных боев, разнообразными трюками и состязаниями в искусстве высшего пилотажа. Уже к концу года Амелия стала признанной звездой подобных воздушных родео, ее имя стало все чаще появляться в прессе.

Тем временем ее родители разорились и разошлись окончательно, и самолет пришлось продать. Амелия стала преподавать английский детям иммигрантов в детском доме. При этом продолжала все свободное время и деньги использовать для летной практики.

Очень быстро она приобрела известность и неподдельное уважение в местных авиационных кругах - поскольку не только хорошо летала, но и не брезговала измазать руки маслом, с удовольствием часами копаясь в моторах и помогая механикам обслуживать самолеты.

Через Атлантику

Судьбоносный шаг к мировой славе был сделан 17 июня 1928 г. В этот день Амелия стала первой женщиной, пересекшей Атлантику на борту самолета «Фоккер» F-7 в компании пилота Уилмера Стульца и бортмеханика Лу Гордона. Перелет был организован известным нью-йоркским издателем Джорджем Путнамом. Позднее он вспоминал, что, едва увидев Амелию, почувствовал в ней будущую мировую знаменитость. Предчувствие его не обмануло.

Вылетев из Ньюфаундленда, самолет пересек океан за 20 часов

40 минут и приводнился у побережья Англии. Из-за сочетания ужасной погоды и отсутствия опыта управления тяжелым многомоторным самолетом Амелия проделала этот путь фактически в качестве пассажира. После посадки она с досадой сказала: «Меня просто везли как мешок с картошкой». Тем не менее это оказалось продолжением ее блестящей карьеры в авиации.

После перелета Амелия опубликовала в прессе множество статей о развитии авиации, на эту же тему она читала публичные лекции во многих городах страны. Путнам предложил Амелии написать книгу о перелете, которую она так и назвала - «20 часов 40 минут».

Вскоре он почувствовал, что его интерес к Амелии выходит за рамки делового сотрудничества. Путнам развелся с женой и начал ухаживать за Амелией. И хотя Амелии он нравился, она по-прежнему боялась превратиться в домохозяйку и поэтому упорно сопротивлялась этим ухаживаниям.

Воздушные гонки и свадьба

В 1929 г. Эрхарт участвует в создании международной организации женщин-пилотов «Девяносто девять» и в 1930-м была избрана ее первым президентом (сегодня ее членами являются тысячи женщин-пилотов из многих стран мира). Однако столь активная общественная деятельность не отвлекла Амелию от полетов. Она купила старенький самолет «Локхид-Вега» и в августе 1929 года приняла участие в первой женской воздушной гонке Калифорния - Огайо. Перед последним этапом она имела лучшее время и все шансы на приз, однако произошел несчастный случай. При выруливании на старт она увидела, что у самолета ее главной соперницы Рут Николс загорелся двигатель. Заглушив мотор, Эрхарт бросилась к самолету Николс, сумела вытащить ее из кабины и оказать первую помощь. После того как прибыли медики, Амелия продолжила участие в гонке и пришла лишь третьей. Летчица продолжает осваивать тяжелые многомоторные машины. Сдав в 1929 году экзамены на пассажирском «Форде-Тримоторе», она вскоре получает самую престижную и профессиональную транспортную лицензию Национальной ассоциации аэронавтики США.

Все это время пресса активно интересовалась ее личной жизнью. Журналистов интриговало то, что за ней не было замечено громких романов и скандальных любовных приключений. Но 7 февраля 1931 г. любопытство прессы было удовлетворено. Амелия приняла предложение Джорджа Путнама. Однако в день свадьбы она вручила ему письмо, в котором написала, что не требует от него хранить ей верность до гроба, а если в течение года выяснится, что их брак несчастлив, то он без возражений вернет ей свободу. Путнам принял ее условия. Церемония была тихой, никто из репортеров не был на нее допущен, и уже через два дня молодожены вернулись к своей работе. Их брак оказался весьма удачным. Путнам организовывал для жены публичные туры с лекциями об истории авиации, которые финансово поддерживали ее идеи и проекты. Впоследствии в 1939 г. он написал и опубликовал биографию жены, назвав ее «Парящие крылья».

Второй трансатлантический перелет

А Эрхарт тем временем продолжала заниматься тем, что у нее получалось лучше всего: летала и

устанавливала рекорды. В 1931 г. она одной из первых женщин-пилотов осваивает автожир - ранний предшественник вертолета; в апреле она установила на нем новый мировой рекорд высоты - 18451 фута (5,63 км).

В мае 1932-го она сделала решающий шаг ко всемирной славе. Вылетев из Ньюфаундленда на своем «Локхид-Вега» вечером 20 мая, она за 14 часов 56 минут пересекла Атлантику - на этот раз в одиночку. Это был второй успешный одиночный полет через Атлантику (после Чарльза Линдберга в 1927 г.). Более десятка неудачных попыток повторить подвиг Линдберга стоили жизни многим опытным пилотам.

Полет был исключительно рискованным. В самолете не было радиосвязи, над Атлантикой разразился сильный шторм, отказывали приборы. Понимая, что до Франции не долететь, Амелия решила посадить самолет на первом же участке суши. Им оказалось побережье Северной Ирландии. Распугав коров, самолет приземлился на пастбище. Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, преодолевшей Атлантику в одиночку, да к тому же единственным в мире человеком, пересекшим до этого океан по воздуху дважды.

В Европе ее ожидал фантастический прием. В Лондоне с ней пожелал встретиться принц Уэльский, в Париже ее с триумфом принимали в Сенате, в Брюсселе она была гостем королевской семьи. Не менее триумфальным было и ее возвращение в США. Амелию встречали десятки тысяч ликующих людей. На нее обрушился настоящий поток высоких государственных наград.

Она стала первой женщиной и первым гражданским пилотом, получившим Почетный летный крест Конгресса США, а также золотую медаль Национального географического общества. После трансатлантического перелета Амелия стала самой известной женщиной-пилотом в мире. Она множество раз на самолете и на автомобиле пересекала страну из конца в конец, выступала с публичными лекциями, активно пропагандировала авиацию и воздушные перевозки, убеждая женщин не бояться традиционно мужских технических профессий. 24 августа 1932 г. Эрхарт вновь преодолевает трансконтинентальный маршрут - из Лос-Анджелеса в Ньюарк. Теперь она стала первой женщиной-пилотом, пересекшим Американский континент от побережья до побережья без промежуточной посадки; время в полете - 19 ч 7 мин 56 секунд. Это был новый рекорд! Одновременно Амелия побила и мировой женский рекорд дальности беспосадочного перелета (2000 миль).

Всемирная слава

К середине 30-х годов Амелия Эрхарт прочно вошла в самые высокие круги американского истеблишмента. Ее близкими друзьями и коллегами были самые влиятельные люди в стране. Она подружилась с семейством президента Рузвельта и иногда совершала ночные полеты над Вашингтоном с его женой Элеонорой - первая леди мечтала научиться сама управлять самолетом. К слову, Амелия была совершенно не подвержена звездной болезни. Мировая слава не изменила ее добродушного и дружелюбного характера. Известно, что, узнав о туберкулезе у одного из пожилых авиамехаников, когда-то работавших с ней, она купила для него небольшую апельсиновую ферму, чтобы он мог оплачивать свое лечение и сводить концы с концами.

В 1936 г. Амелия приняла предложение о сотрудничестве университета Пардью в Индиане, где возглавила практические исследования по аэронавтике. Здесь же она организовала летную школу. Ее муж Джордж начал работать сценаристом в Голливуде, и Амелия иногда заезжала за ним на киностудию. Так завязалась ее дружба со многими кинозвездами. Ей и самой предлагали сниматься в кино, обещая фантастический успех. Но для Эрхарт это значило отказ от собственных планов и образа жизни. Кроме того, у нее было довольно критическое представление о своей внешности. Всю жизнь она стеснялась веснушек и считала себя слишком высокой и худой. Из-за долгих перелетов и неподвижности в тесной кабине у нее порой отекали лодыжки, и она скрывала их под брюками даже на официальных мероприятиях...

Последний полет

В благодарность за сотрудничество летом 1936 г. университет преподнес Амелии ко дню рождения поистине королевский подарок - двухмоторный моноплан «Локхид «Электра» L-10E. Теперь она вплотную приблизилась к своей давней мечте - совершить полет вокруг света по самому протяженному маршруту, держась как можно ближе к экватору.

Эрхарт считала, что это будет ее последний рекордный полет. По воспоминаниям родственников и друзей, она собиралась сделать хотя бы небольшую паузу в профессиональной деятельности, чтобы родить ребенка. Летом 1937 года ей должно было исполниться 40 лет...

Кругосветный перелет начался

20 мая 1937 г. Ее сопровождал только один штурман - Фред Нунан. К началу июля экипаж пролетел более

22 тысяч миль, успешно преодолев 80% маршрута - через просторы Атлантики, экваториальной Африки, Индии и Юго-Восточной Азии.

2 июля 1937 года Амелия и Фред вылетели из Лаэ на побережье Папуа-Новой Гвинеи и направились к маленькому острову Хоуленд в центральной части Тихого океана. Этот этап полета был самым длинным и опасным - разыскать после почти 24 часов полета маленький островок было сложнейшей задачей для навигационной технологии 1930-х годов. На Хоуленде была построена взлетно-посадочная полоса, специально для перелета Эрхарт. Здесь самолет ожидали официальные лица и представители прессы, а у побережья находился сторожевой корабль береговой охраны «Итака», периодически поддерживавший с Амелией радиосвязь.

Связь была нестабильной, Эрхарт сообщала о плохой погоде на маршруте и о сложностях с точным подходом к острову из-за плохой видимости. Когда, по расчетам, на борту «Электры» закончилось топливо, ВМС и береговая охрана США немедленно начали поисково-спасательную операцию. Десятки самолетов день за днем внимательно осматривали водную поверхность. В течение двух недель было исследовано 220000 квадратных миль, проверены сотни небольших необитаемых островов, но все усилия оказались безрезультатными.

5 января 1939 г. Амелия Эрхарт и Фредерик Нунан официально были признаны погибшими, хотя точной информации об их судьбе нет до сих пор. По одной версии, истративший топливо самолет просто рухнул в океан, по другой - Эрхарт посадила самолет на одном из маленьких островков, но при посадке экипаж лишился связи и получил тяжелые ранения, что привело к их гибели. Есть и третье предположение, что Амелия и Фредерик, совершив аварийную посадку, оказались в плену у японцев, провели несколько лет в плену и были казнены в конце войны...

Подготовила Вера Назарова


п»ї
Читайте у цій рубриці

Хронгограф

Умер Джеймс Бэрри

О жизни уникальной женщины-хирурга, прожившей под мужским именем Джеймса Бэрри (настоящее ее имя - Маргарет Энн Балкли), известно крайне мало. Предположительно она родилась в 1792-1795 гг. Вероятнее всего, в семье решили, что она слишком способна и умна, чтобы... Читати статтю повністю