Культура

Когда рисунок - награда автору

В областной научной библиотеке - выставка детских работ

На выставке в отделе документов по экономическим и техническим наукам библиотеки представлены 15 рисунков учеников 8-10-го класса Сумской специальной школы, объединенные темой «Рождественская сказка».

Это ничего, что в рисунках заметна рука учителя и родителей, - за каждым из них старание ребенка, его мечты, надежды и радость достижения.

Выставка рисунка продолжает выставку «Кружево резьбы по дереву», прошедшую здесь же в декабре прошлого года. А весной ребята продемонстрируют в библиотеке еще одну грань своего творчества - театральную. В библиотеке ожидается выступление школьного театра «АRT-Барвинок».

Школа специальная. Дети требуют особого внимания учителей и родителей. Арт-терапия играет в развитии особых детей и их социализации большую роль. Но вот что подумалось: обычные дети тоже бывают время от времени особенными, но всегда ли мы готовы проявить в отношении к ним особенное внимание, особенную выдумку, особенное терпение? Опыт учителей подобной школы мог бы пригодиться всем.

Рядом с именем ученика под рисунком стоит имя его учителя - Андрея Александровича Левика. Мы спросили у него, каковы особенности работы с такими детьми.

- Прежде всего нужен индивидуальный подход, потому что детки разные. Когда в пятом классе они ко мне приходят, я присматриваюсь, у кого к какому творчеству пристрастие. Есть дети, которым нравится лепить, рисовать, кто-то интересуется театром. Все это может быть арт-терапией. У кого-то хуже получается, у кого-то лучше; кому-то нравится одно, кому-то другое, кому-то больше моя помощь нужна, кому-то меньше. Тех, кому нравится (я не могу сказать, что с ними я больше работаю), больше направляю в избранную отрасль. На уроках изобразительного искусства мы работаем по учебному плану. Но у нас дети остаются в группе продленного дня. И тогда мы превращаем класс в творческую мастерскую.

- У всех детей бывают периоды, когда они становятся трудными. Что бы вы посоветовали родителям в плане изотерапии?

- Изотерапия хороша в любой ситуации. Нужно положить листок бумаги, карандаши или краски, создать спокойную обстановку, интересную, неагрессивную. Нужно участие родителей или, если ребенок спокойный, их наблюдение.

- Что ребенка подталкивает к творчеству?

- Подталкивает сама обстановка. Иногда я включаю музыку. Я также работаю воспитателем, веду один класс, наблюдаю этих детей с пятого по десятый класс. И я вижу, что у деток в благоприятной, доброжелательной обстановке появляется работоспособность, просыпается фантазия. Интересно, что наши дети в большинстве своем не способны на откровенную грубость, на хамство. Это детки очень добрые. Они всегда готовы прийти на помощь. Готовы к созиданию.

- Добрые не потому ли, что с ними обращаются по-доброму, что они видят взрослых добрыми и терпеливыми?

- Естественно.

- Может быть, и другие детки, если бы с ними по-доброму занимались, тоже были бы добрыми...

- Первую половину дня мы занимаемся уроками по нашей программе, а во вторую половину дня - группа продленного дня. В это время - прогулки, занятия по интересам, воспитательные часы. Детки больше находятся у нас в школе, нежели дома. То есть они дома только на каникулах и немного вечером перед сном.

- Когда они приходят после каникул - чувствуется разница?

- Обобщать не могу, но мои дети стремятся после каникул в школу. Одна девочка живет не в Сумах, а в Новоселовке. Когда она заболела, то звонила каждый день: «Мне надоело». А когда мы готовим какие-то выставки и предлагается тема, мы с детьми обсуждаем - парты сдвигаются и начинается общее творчество.

- Наверное, очень важно наладить контакт с родителями?

- Конечно.

- Родители меняются вместе с детьми или нет? Они понимают, что ребенок востребован, что он раскрывается?

- Не всегда. Родители, которые хотят, чтобы ребенок развивался, делают все для этого. Но некоторым родителям безразлично.

- С чего ребенку лучше начинать: с лепки, театра, с рисования?

- Я работаю с пятого класса. Младшая школа - это особая тема. Именно из младшей школы вырастают детки, у которых есть посыл заниматься творчеством.

- Какая часть вашего труда в этих картинках?

- Могу помочь с силуэтом. Некоторым помогают родители. Я не скрываю этого. Вы видите, что картинки похожи по технике. Это все мы с детьми делаем. Я могу подкрасить, подрисовать. Вместе выбираем тему. Могу даже посоветовать - тебе лучше сделать так или так. Разрисовывают полностью они сами. Бывает, что личико на картинке не получается - приходится вмешиваться.

- Я так понимаю, что им важно, чтобы непременно получилось, да?

- Конечно! Нужен конечный результат.

- Результат подталкивает?

- Не все стремятся рисовать. Бывает, человеку интересней спорт. Но когда предлагается тема, участвуют все. Так же и участие в театральных постановках. Самородков за все время моей работы в школе было три. Они рисовали совершенно без моей помощи. Мои были только идеи. Это ведь все очень индивидуально. Бывают такие... всплески! Но, если ребенок не хочет, нельзя его развить в художника. Да и незачем.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

В библиотеке - «Сказки Рождественской ночи»

К Рождественским праздникам все стараются украсить свои дома. Отдел литературы и искусства Центральной городской библиотеки им. Т.Шевченко украсился выставкой творческих работ учеников ДХШ, студентов СВУИК и СумГПУ.

Это не конкурсная выставка, не этапная - просто для красоты. Тем... Читати статтю повністю