Культура

Растем вместе с театром

27 июнЯ в Сумском театре им. Щепкина прошла премьера спектакля по пьесе Генрика Ибсена «Гедда Габлер».

Генрик Ибсен (1828-1906) - норвежский драматург, драматические произведения которого более ста лет идут на сценах многих стран мира. Пьеса «Гедда Габлер» написана им в 1890 г. Героиня пьесы - женщина, обладающая сильным характером, но лишенная призвания, бунтующая против пошлости окружающей жизни, но не знающая положительной альтернативы ей. Поступки, единственным смыслом которых является отрицание, с неизбежностью приводят к трагическому финалу - Гедда уходит из жизни.

Почему именно эту пьесу выбрал главный режиссер театра, руководитель постановки Линас Зайкаускас? Линас называет комплекс причин. Главная - пьеса должна нравиться, режиссер должен ее «видеть». Зайкаускасу пьеса нравится. Он погрузился в разгадывание ее многочисленных намеков и загадок сам и подвигнул на это актеров. Не случайно Линас повторяет, что распределение ролей - почти половина успеха: «Тут все разложилось. «Гедду Габлер» театральные критики называют по сложности женским Гамлетом. Сыграл Гамлета актер - он уже «мастер спорта». Вот и Гедду сыграла актриса - она уже мастер спорта». Несомненно, Диана Каландаришвили, игравшая главную роль, взяла эту высоту. Она стала центром спектакля не только по замыслу автора пьесы и стараниями режиссера, но и благодаря своему мастерству. То же можно сказать и о спектакле в целом. Согласимся с Линасом Зайкаускасом: «По репертуару театра можно судить о его силах. То, что театру удалось поставить «Гедду Габлер», означает, что театр поднялся на ступеньку выше».

Но найдет ли спектакль отклик у публики? Знатоки театра, конечно, оценят тонкости игры и ступеньки мастерства, а что увидит неискушенная публика? Соответствует ли ее на-строениям «Гедда Габлер» Генрика Ибсена? Станет ли спектакль своим не по атрибутам (мобильный телефон, ноутбук), а по проблемам, которые беспокоят его героев? Насколько актуальным покажется бунт автора против бунта ради бунта и свободы ради свободы? Захочет ли, сможет ли публика проследить за авторами спектакля путь индивидуализма до его полного воплощения в самоуничтожении?

На наш взгляд, пьеса, несмотря на то что в нынешнем году ей исполняется 130 лет, по-прежнему актуальна. Возможно, даже более актуальна, нежели во времена, когда ее писал автор. С тех пор политики настолько поднаторели в организации протестов и манипуляции ими, что любой бунт духа и любое освобождение воли становятся пустой оболочкой. Не удивительно, что многократно разочарованные мельканием смыслов и целей участники

управляемого хаоса, так и не нашедшие достойного применения своим порывам, начинают ценить лишь выплеск адреналина. Вплоть до боевого братства вместо права, до круговой поруки вместо морали, до эстетизации безумия и смерти. Провожая своего тайного друга на самоубийство, Гедда напутствует его: «И помните... красиво, Эйлерт Левборг! Дайте мне слово!» Дождавшись его ухода, она принимается за уничтожение... его рукописи, написанной под благотворным влиянием Теа Эльвстед: «Теперь я спалю дитя твое, Теа! Кудрявая! Твое дитя и Эйлерта Левборга!»

Какая неожиданность! - рафинированный индивидуализм, воля, не признающая границ, бунтарский дух, не стесняющий себя выбором средств и не считающийся ни с какими жертвами, оказывается... мелочно ревнивым. К кудрявым волосам Теа - у самой Гедды «волосы красивого русого оттенка, но не особенно густые». К обретенной Левборгом опоре в жизни, которую он нашел в размышлениях о будущем. К самому будущему, в котором предстоит жить ребенку, которого она носит под сердцем от нелюбимого мужа. Она готова ревновать ко всему, что нарушает ее целостное представление о скучности и пошлости жизни. Но ревновать - так пошло! И Гедда стреляется - получите! Красиво. В висок. Тем самым доказав бесплодность бунта и свободы, если они не нашли своего положительного основания в жизни. Бунтующий дух обрел свое абсолютное торжество в абсолютном поражении. Финиш.

На наш взгляд, куда как актуально.

Итак, театр поднялся на ступеньку выше. Что дальше? «Дальше хотелось бы подняться еще на ступеньку выше», - говорит главный режиссер. Так и нам этого тоже хочется.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

Когда архитектор берется за кисть

Выставка батика Инны Головиной открылась в помещении горуправления архитектуры и градостроительства (ул. Воскресенская, 8а). Девять больших платков, расписанных в технике батик на тему древней архитектуры, разместились на его стенах. Они встречают посетителя при входе и ведут его... Читати статтю повністю