Культура

«И проклюнется живой росток»

Ученики Сумской иконописной школы ищут горнего смысла - и в иконе, и в жизни...

ИконописнаЯ школа при Сумском епархиальном управлении хорошо известна в городе. Ее ученики участвовали в создании мозаичного образа Корсунской иконы Божией Матери, их работы демонстрировались на выставках в городской галерее. Но значение иконописной школы шире постижения ремесла.

Православная икона занимает в истории искусств важное место. Ее ценят знатоки искусства разных вероисповеданий и атеисты. А «Троицу» Андрея Рублева считается приличным знать культурному человеку, даже если он не увлечен изобразительным искусством. Почему православная икона приобрела столь высокое значение и славу? Разве она не является внутренним сакральным делом православной церкви?

Икона: созерцать или анализировать?

Действительно, монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова (1899-1981 гг.)), посвятившая иконописи всю свою сознательную жизнь, в руководстве для начинающих иконописцев наставляла: «Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она главным образом через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего». В иконе ищут красоты не физической, но духовной, «восхождения к Первоисточнику красоты - к Богу». За многие века Церковью были выработаны особые формы иконописи. Доступны ли они непосвященному? «В противоположность мирскому художеству, совершенствоваться в котором можно только через изучение природы и натуры, иконописи нужно учиться только через копирование древних икон, в которых невидимое явлено в доступных для нас формах».

Надо полагать, копирование дополняет созерцание, которым постигается высшая красота Творца (Дионисий Ареопагит). А знания? А мастерство? А понимание того, как в иконе все устроено? «Троица» Рублева красива не только в сакральном смысле, но и в светском. Стремление к Богу как первоисточнику красоты православного художника и стремление к Высшему смыслу одухотворенного атеиста сходны. Даже если для его постижения последний пользуется не столько сердечной созерцательностью, сколько научным анализом. Как это сделал академик Борис Раушенбах, пытаясь понять, почему «византийская и древнерусская иконопись обладает форсированной внушающей силой».

Почему в иконе использована обратная перспектива?

«Прямая перспектива эпохи Возрождения и Нового времени уводила зрителя в глубину картинного пространства, удаляла от него изображенное, в то время как обратноперспективное построение пространства на иконах приводило к ощущению наплывания изображенного пространства на зрителя - он как бы становился соучастником происходящего», - отвечает академик. Ведь именно в обратной перспективе мы видим ближние предметы. А зачем эти «странные» пространственные построения в иконах - от неумения? Нет, от стремления не показать тот или иной эпизод события через «живописное окно», а приобщить к высшему смыслу события. Вот как Борис Раушенбах анализирует икону «Сретение» (1408 г.), относящуюся к мастерской Андрея Рублева. Мария с

Иосифом принесли Христа на 40-й день после рождения в храм, где их встретил Симеон, узнавший в младенце Мессию и предсказавший Его судьбу. Высший смысл - переход от эпохи Ветхого Завета к эпохе Нового Завета. Как показать прямой и высший смысл? На иконе показаны оба: «Симеон берет Младенца из рук Марии (это прямой смысл события), но одновременно сцене придан и второй смысл: оборвано изображение колонны, поддерживающей киворий над престолом, престол продлен (в нарушение естественной геометрии) в сторону Симеона, икона скомпонована так, чтобы Младенец зрительно оказался над престолом и под киворием. Зритель видит не только то, как Мария передает Младенца, но и движение Симеона, как бы опускающего Христа на Его престол, - жест, символизирующий акт добровольной передачи власти Ветхим Заветом (Симеоном) Новому Завету (Христу). Надпрестольное пространство является самым святым местом в храме, куда немыслимо помещение какого-либо младенца, поэтому жест Симеона приобретает характер исключительности, и зрителю ясно, что Симеон держит на руках воплотившееся Божество». Лучшим живописцам, которые придерживаются правил изображения «как в жизни», создать икону более выразительной не удалось. Правда, и живописцам, которые произвольно деформируют видимые формы, до высшего смысла далеко. Язык иконы оттачивался веками.

Как и зачем учатся иконописи?

Иконописная школа при Сумском епархиальном управлении существует уже 11 лет. Учатся здесь взрослые люди. На занятие приходят после работы. Наглядные пособия - как в школе. Помогает им постигать основы ремесла - преподаватель Сумского профессионального колледжа искусств и культуры им. Бортнянского Юрий Фирсик. Как построена учеба?

- Есть рабочий план. Изучение начинаем с места иконы в храме, ее духовного и визуального смысла, - рассказывает Юрий Николаевич. - Отец Владимир (Равлюк) объясняет катехизис, символы веры, историю иконописи, а я веду ремесленную часть. Она тоже регламентирована. Ученики знакомятся с последовательностью процесса писания иконы, символикой, композицией. Начиная с прориси. Например, апостол сидит на престоле на фоне архитектурных форм. А на самом деле он находится в помещении. На это указывает изображение велума - ткани, наброшенной на архитектуру. Второй момент - повествовательность. На одном изображении может быть отображен сразу весь процесс. Скажем, Преображение Господне. Тут - восхождение на гору, тут - Преображение, тут - уход с горы. Благодаря символике можно изобразить то, что одновременно не происходит. Господу прошлое и будущее - все известно. Икона - окно в мир горний.

- У вас в школе одно направление иконописи или разные, по выбору?

- В идеале - это каноническое изображение. Постулаты, которые отличают изображение лика иконы от обычного изображения лица человека. Пропорции. Руки, ноги утончаются. Пропорции вытянутые. Нетелесные. Византийский, греческий канон.

- Особенности объясняются или это традиции, в которые нужно поверить?

- Есть чисто механическое объяснение, но есть и установка: должен быть не потрет, а лик. Даже архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) - он почти современник наш. Есть фотографии. В иконе узнаваемость сохраняется, но должна быть аскеза.

- Раньше иконы несли также функцию рассказа. Сейчас эта функция не так важна - люди грамотные, читают книги. Значит, может измениться и икона. Или нет? Или вы берете древние иконы и стараетесь повторить их?

- По большей части опираемся на старые образцы. Предназначение иконы неизменно. А наибольшей выразительности достигли иконописцы во времена, когда икона была и рассказом, и философией и адресовалась прежде всего тем, для кого печатное слово было малодоступно. Изменяются материалы, особенности технологии. Например, синяя краска - в средние века она ценилась дороже золота, ведь привозили ее из Индии. Поэтому крыли сначала черным, он давал глубину, а потом тоненько, легонечко синим поверх. Или - красная краска на основе киновари (сернистой ртути). Она очень ядовита. Сейчас используют другие краски. Познакомиться с традиционной технологией нужно, чтобы ценить труд иконописцев. Главное - не нарушать установленную структуру и последовательность построения иконописного образа.

«Работа с иконой организует»

- В нашей школе отношение к работе особенное. Вот обычный художник сделал большую работу. Пусть его сегодня даже заметили и похвалили. А дальше-то что? А наши работы остаются - на иконостасе, на стенах. Это греет душу. Мы когда-то делали здесь выставку нашей школы. Люди приходят, крестятся и целуют работы. Я понимаю, есть такая церковная традиция. Но - это выставка. Вообще не об этом. Она - чтобы показать мастерство. Работы еще несовершенны. А отношение такое. И тогда ты понимаешь, насколько ты ответственен. Не только перед Всевышним, но и перед человеком, который это видит.

Добиться мастерства за короткое время трудно. Хорошо бы художественный институт окончить, чтобы человек понимал художественное дело на всех этапах. Мастерство проявляется уже на этапе подбора материала, выбора образца. Монах Дионисий писал, что, прежде всего, иконописец должен научиться рисовать. Даже пластика линии важна. Линия не должна быть сухой - где-то нажим, где-то едва касаясь. Нужно чувствовать, сколько ты краски на кисть взял, как ты ее залил... Нередко в иконописных мастерских специализируются: кто-то готовит доски, кто-то пишет одежду, кто-то - лики. Потому что тех, кто все умеет делать одинаково хорошо, мало. Да и сил на все не хватит.

- Карантин учебе сильно помешал?

Юлия Носова, выпускница школы:

- Не без этого. Кто-то охладел, у кого-то сил не хватило. Слава Богу, у нас есть Юрий Николаевич, Александр Зубко, дьякон, Александр Киселев и руководитель группы протоиерей Владимир Равлюк. Терпеливые и знающие. Хорошая, уникальная у нас школа.

Юрий Фирсик:

- Работа с иконой организует.

Юлия Носова:

- Я не раз слышала такое: «Хорошо, что у нас есть иконописная школа, вместо того, чтобы телевизор смотреть, я иду сюда. Я начинаю думать, спрашивать». Это привносит в жизнь живость. Может, большим иконописцем человек не станет, но проклюнется живой росток. Может, он никого, кроме родных, не порадует, но эта радость в человеке изнутри есть, и это тоже много значит.

По вечерам в иконописную школу идут ученики. За плечами у них жизненный опыт. Садятся за столы с настольными лампами. Не ожидая понуждения учителя, склоняются над работой. Списывают образцы. Ищут горнего смысла. В иконе? И в иконе. И в жизни.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

Знакомьтесь: Mishmix Studio

Читати статтю14-летний сумчанин создал любительскую студию, которую уже знают далеко за пределами Сум

Михаилу Грищенко - 14 лет. Он увлекается фотографией и созданием видеофильмов. Ему помогает вся семья. Вместе они создали любительскую студию и уже добились немалых успехов.

«Вот простая вещь... Читати статтю повністю

Маски: искусство времен пандемии

Пока приверженцы традиционных видов декоративно-прикладного искусства воспроизводят давно вышедшие из употребления предметы обихода, традиционная привычка к украшению жизни нашла себе новый объект - гигиеническую маску. Маски в цвет одежды, маски с логотипом и вышивкой, маски с художественной... Читати статтю повністю

Рассказ сумчанки напечатали в учебнике

Известная в Сумах и далеко за их пределами детская писательница Юлия Лесина порадовала новостью о том, что, можно сказать, вошла в историю. «Мой рассказ будут изучать дети украинских школ! Рассказ «Брошка - королева украшений! Или магазин ювелира Альтшулера» вошел в учебник «Современная... Читати статтю повністю