новини

Очередной школьный скандал на Сумщине

18.02.2018 09:45

Школьные скандалы на Сумщине - не такая уж редкость. Но, как правило, администрация школы и районный (городской) отдел образования стараются замять такие ситуации.

Те же, кто вынес конфликт за пределы школы, оказываются «не такими», а их дети - проблемными. И конечно, всегда находятся те, кто считает, что либо дети просто приврали, либо родители преувеличивают.

Конфликт в Конотопском УВК длится еще с октября, когда одна из мам написала в «Фейсбуке» о происходящем в классе. Фактически вопрос не решен до сих пор, несмотря на широкий общественный резонанс, проверку школы специальной комиссией, создание рабочей группы при городском голове Конотопа и другие решительные меры. По словам родителей, их детей продолжают оскорблять и унижать - правда, уже не такими опасными для здоровья способами. И на том, как говорится, спасибо.

На прошлой неделе ситуацию в Конотопском УВК подробно разбирали в студии программы «Говорит Украина». Передача получилась довольно острой - несмотря на то что ни педагог, ни директор школы не посчитали нужным не то что приехать на передачу и озвучить свою точку зрения на происходящее, но хотя бы дать комментарий по скайпу или по телефону. И гости студии, и зрители были по-настоящему шокированы тем, что рассказали мамы - Светлана, Юлия и Екатерина. По их словам, дети просто боятся ходить в школу, ведь классный руководитель третьего класса регулярно запугивает и оскорбляет их. Может выбросить из окна неподписанную тетрадь, обозвать. За то, что дети разговаривали на уроке, несколько человек она заставила приседать по 250 (!) раз. После этого у одного из учеников дома началась рвота и головная боль, а также неврологические проблемы. Другая девочка на свой день рождения на следующий день просто не смогла встать на ноги. В другой раз, когда девочки на первой парте перешептывались, не зная, как правильно что-то написать, учительница смела все с парты, подбросила в сторону саму парту, села за свой стол и начала писать, а через пару минут зачитала девочкам стих, в котором обзывала их тупыми дурными двоечницами. А об одной из них заявила, что у нее беспорядок на голове (у девочки очень кудрявые волосы) и за эти кудри она выбросит ее из окна (!). Когда в начале урока пришла чья-то бабушка и, пока учитель с ней общалась, дети начали шуметь, она заставила их сидеть все 45 минут не шевелясь и не меняя позы, а после звонка каждый должен был поднять руку и извиниться. Причем учитель заявила, что на следующий день опоздает на первый урок и посмотрит, как дети научились себя вести - если они будут шуметь, то она задаст им столько домашних заданий, что у них пойдет носом кровь и руки поотсыхают. Еще одна страшная угроза для исправления непослушных младшеклассников - что учитель отведет их в расположенный рядом инклюзивный класс и их там убьют или порежут, или сломают руки и ноги дети-инвалиды, которые там учатся. И, конечно, о «воспитательных мерах» нельзя было рассказывать родителям. Именно поэтому все выяснилось уже тогда, когда дети не смогли ходить после приседаний. В подробностях об этих историях рассказали и дети, с которыми журналист передачи беседовала в Конотопе. Конечно, и родителям, и детям пришлось об этом рассказывать не в первый раз, ведь родители обращались и к директору, и в отдел образования, и в прокуратуру, но никакой реакции не последовало. На мэра, который также пытался разобраться в ситуации, учитель произвела не лучшее впечатление:

- Мне пришлось делать ей замечания при каждой встрече - она кричала, перебивала людей, неадекватно себя вела. Наверное, ей пора на пенсию. Она может быть неплохим преподавателем, пусть занимается частной практикой. Почему ее не уволили? В учебных заведениях работают целые династии, они между собой все друзья, родственники, кумовья, это круговая порука. Я приглашал ее на полиграф, обещал оплатить эту процедуру из своего кармана, гарантировал, что если детектор лжи покажет, что она говорит правду, я лично извинюсь от имени родителей и напишу пресс-релиз во все СМИ о том, что она такого не делала. Она отказалась, сказав, что, согласно инструкции, полиграф нельзя проходить в стрессовом состоянии, а она в этом состоянии живет давно. В дальнейшем я намерен обращаться в прокуратуру.

Конечно, мнение участвующих в программе родителей и мэра разделяли далеко не все. Звучали мнения, что дети преувеличили или родители не так поняли, а речь шла о шутке, об игре, об авторской методике проведения физкультурных пятиминуток, и приседаний-то было всего десять, и учитель - отличный профессионал. Но тут тема методов воспитания, практикуемых по отношению к ученикам начальной школы, получила неожиданное развитие. В студию «Говорит Украина» пришла Анна, которая училась в первом классе у этой учительницы в 1995 году. И выяснилось, что в то время учитель использовала не менее занятные методики. «С первого по третий класс, которые я провела с ней, для меня не было никакой учебы. Она могла порвать тетрадь при всех, выбросить на пол. Если не нравился ребенок, могла показывать при детях его слабинку - вскоре они начинали повторять за ней и дразнить его. У нас была девочка, у которой были проблемы с мочевым пузырем, была справка, что она может в любой момент выйти из класса в туалет, не спрашивая разрешения. Но учительница ее просто не пустила и держала в классе, пока девочка не обмочилась на уроке. В 95-м году, в первом классе, она услышала, что дети разговаривали на уроке рисования, начала кричать, что она нам поможет, раз мы не умеем, закрыть рот после звонка. Она сказала, чтобы все взяли, что у кого есть - варежки, шарфики, носовые платки, и засунули себе в рот, чтобы показать, что научились молчать. И сказала: если вы не найдете, я возьму тряпку с доски и засуну вам в рот. У кого-то началась истерика, кто-то плакал. Мне было страшно, я себя считала в чем-то виноватой. Она могла убедить любого ребенка, что он неправ. Мы все сидели как мышки. 22 года прошло, а я все помню, у меня слезы на глаза наворачиваются. Директор, который был тогда, узнал обо всем, когда папа одной из девочек пришел в школу».

Папа, которого удалось отыскать журналистам, рассказал, как его долгожданная, выстраданная дочь приходила из школы с истериками, как просыпалась ночью с криком и плачем, что не пойдет в школу, потому что забыла сделать какую-то закладку и теперь учительница порвет ее учебник... Как он ходил к директору, и директор с завучем успокоили его, пообещали разобраться, но все продолжилось. После 1-го класса мужчина перевел дочь в другую школу.

Сколько детей прошло через воспитательную методику учителя за последние 22 года? Почему никто из родителей не забил тревогу? Или их обращения просто не становились достоянием общественности? Начальник райуправления образования Ольга Безпала утверждает, что родители замалчивали такие случаи, даже если они и были, и не поднимали эту тему.

- Когда ко мне обратились родители, рассказали о шокирующих фактах, мы вызвали учителя и и.о. директора, взяли у них объяснения. Обоим были вынесены выговоры. Была создана специальная комиссия, члены которой ходили на занятия больше двух недель. По мнению членов комиссии, ситуация в классе довольно демократическая, авторитарного стиля ведения уроков нет, издевательств в классе после того, как разобрались, тоже больше не было. По этой жалобе выговор - вполне достаточное наказание. Если родителей что-то не устраивает, они могут обратиться в правоохранительные органы. Хочу напомнить, что, согласно нормам закона, отдел образования не увольняет педагогов - это может сделать только директор школы. Но решение этого вопроса - в примирении всех сторон...

Конечно, родители детей не считают ситуацию исчерпанной, ведь, по их словам, учитель продолжает периодически оскорблять детей. Поэтому они намерены обращаться во все инстанции, чтобы добиться увольнения педагога.

И непосредственно на передаче, и на связи по скайпу ситуацию обсудили также ученики, их родители и учителя из европейских стран, Канады и Китая. Как выяснилось, физические наказания практикуются только в китайских школах. В остальных учитель не имеет права даже повысить голос на учеников. И при этом учителя имеют авторитет и прекрасно справляются со своими классами. Ни поведение, ни оценки ученика не обсуждаются ни с кем, кроме его родителей. Другие дети не знают, какие оценки выставлены их товарищам. А самое страшное наказание со стороны - снижение итоговой оценки по поведению. И самое удивительное для наших педагогов и их воспитанников - эта система очень эффективно работает!

Может, и у нас пора не оправдывать эмоциональное и моральное насилие над детьми, которое потом вспоминается всю взрослую жизнь, а установить четкие нормы поведения для учителей? Чтобы показателем профпригодности считались не красиво заполненные планы уроков, а умение справляться с детьми без запугивания и унижений...

Богдана Александрова


п»ї