новини

В Сумах подорожают проездные?

04.03.2020 08:17

На сайте мэрии появился проект решения Сумского исполкома, которым предполагается увеличить стоимость проездных билетов в троллейбусах и коммунальных автобусах КП «Электроавтотранс».

При этом, как следует из документа, о повышении тарифа на проезд речь не идет (он по-прежнему будет 4 грн. как в троллейбусе, так и в автобусе), а проездные подорожают из-за увеличения количества поездок, на которые они рассчитаны. В целом повышение должно составить от 100% до 25%.

Так, в проездном на 5 рабочих дней планируется увеличить количество поездок с нынешних 10 до 20 и стоить он будет не 40 грн., а 80 грн. Месячный проездной хотят сделать не на 30 поездок, как сейчас, а на 40, и цена на него повысится со 120 до 160 грн. В совмещенном проездном на троллейбус и автобус, который сейчас рассчитан соответственно на 20 и 30 поездок и стоит 200 грн., планируется добавить 10 поездок (по 5 на троллейбус и автобус), и стоить он будет уже 240 грн.

Соответственно подорожают и льготные проездные. Как известно, на сегодня в Сумах 50%-ной льготой на проезд в коммунальном транспорте пользуются студенты вузов и учащиеся ПТУ (только в троллейбусах), а также ученики школ 1-11-х классов (в троллейбусах и автобусах). Если исполком проголосует за упомянутый проект решения, то месячный проездной для них будет стоить уже не 60 грн. (50% от 120 грн.), а 80 грн. (50% от 160 грн.). При этом стоимость разовой поездки для этих категорий льготников не изменится и по-прежнему будет составлять 2 грн.

Когда исполком будет рассматривать проект решения о подорожании проездных - пока неизвестно. Но стоит отметить, что практически ни разу утверждение стоимости проездных для «Электроавтотранса» на исполкоме не обходилось без спора о том, что проездные должны быть дешевле, то есть стоимость поездки в них должна быть хоть немного ниже, чем разовый проезд. И это обычная практика во всех цивилизованных странах, как говорится, оптом - дешевле. В противном случае людям нет никакого интереса покупать проездные, так как они не дают экономии. И каждый раз руководство КП «Электроавто-транс» апеллирует тем, что даже по такой стоимости экономия на проездных все же есть. Ведь количество поездок, указанное в проездном, имеет чисто номинальное значение. На самом же деле никто не контролирует, сколько раз вы проехали по проездному, и за период действия билета человек при желании и необходимости может совершить гораздо больше поездок, чем рассчитано в проездном. В этом и состоит экономия для пассажиров.

Однако теперь руководство «Электроавтотранса» заявляет, что экономия, которую дают проездные пассажирам, оборачивается убытками для предприятия. Так, в конце прошлого года на заседании профильной депутатской комиссии директор КП Виталий Однорог пожаловался, что, к примеру, месячные проездные рассчитаны на 30 поездок, но в большинстве случаев люди ездят по два-три раза в день, так что на самом деле количество поездок намного больше. В итоге реальный тариф поездки на троллейбусе и автобусе по проездному снижается почти до 2 грн. при номинальном 4 грн. По информации директора, в 2019 году предприятие продало около 40 тысяч проездных билетов и недополучило на них около 5 млн. грн., которые могло бы получить, если бы все эти люди оплачивали каждую поездку. Поэтому «Электроавтотранс» и инициировал повышение стоимости проездных.

Честно говоря, иногда складывается впечатление, что КП делает все возможное, чтобы сумчане пересели на частные маршрутки. Ведь разница в стоимости проезда у них сейчас совсем небольшая - всего 1 гривня. И покупать проездные на коммунальный транспорт сейчас выгодно в основном тем, кто пользуется троллейбусом больше двух раз в день (ездит на работу и с работы с пересадками или по долгу службы вынужден совершать несколько поездок в день в разные места). Если же проездные подорожают так, что реальная стоимость одной поездки по ним будет такой же, как при разовом проезде, многие ли станут покупать проездной и каждый раз дожидаться троллейбуса, чтобы сэкономить всего 1 гривню? Ведь если говорить о разовом проезде, то подавляющее большинство так называемых платных пассажиров между троллейбусом и маршруткой выберет маршрутку, что гораздо проще и быстрее. Разве что нужный троллейбус подойдет к остановке раньше, но это бывает не так уж часто. В итоге «Электроавтотранс» может не только не получить дополнительного дохода от проездных, но и потерять тот, который имеет сейчас.

Так что исполкому стоит хорошо подумать, прежде чем принимать такое решение.

Александр Завадский


п»ї